Тема: Стыд. Вина, Извинение.
- Добиться усвоения понятий «стыд», «вина», «извинение»
- Подвести детей к пониманию необходимости осознавать свои ошибки и извиняться за них.
2. Воспитательная:
- формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок.
- формирование ценностных оценок себя и окружающих
- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения
3. Развивающая:
- развить коммуникативную культуру
- развить мировоззрение
- развить способности четко формулировать свои мысли
Подходим к понятию "Вина". Ищем разницу между "Стыдом" и "Виной".
Понятие записываем в тетрадь.
Если в классе есть дети в ссоре, используем этот момент, чтобы научиться не только извиняться, но и прощать.
Обсуждение рассказа.
Работа с известными картинами. Картину Ф.Решетникова "Опять двойка" дети уже знают, мы ее обсуждаем.
Картину Рембрандта "Возвращение блудного сына" дети не знают. Рассказываю сюжет картины, где можно увидеть оригинал. Обсуждаем картину.
Книга мудрости. Каждый выписывает в тетрадь одно, наиболее понравившееся высказывание.
Домашнее задание.
Оглавление
Цель: Обеспечить понимания учащимися необходимости жить по правилам
нравственности. Доказать необходимость извиняться, если человек не прав.
Задачи:
1. Образовательная: - Добиться усвоения понятий «стыд», «вина», «извинение»
- Подвести детей к пониманию необходимости осознавать свои ошибки и извиняться за них.
2. Воспитательная:
- формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок.
- формирование ценностных оценок себя и окружающих
- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения
3. Развивающая:
- развить коммуникативную культуру
- развить мировоззрение
- развить способности четко формулировать свои мысли
Тип урока: усвоения
нового материала и первичного закрепления
Виды деятельности: фронтальная работа, защита своей точки
зрения, чтение рассказа, обсуждение, разбор репродукций картин, работа с
раздаточным материалом.
Основные термины и
понятия: «стыд», «вина», «извинение»
Оборудование: мультимедиа
аппаратура, презентация по теме
урока, учебники, тетради,
раздаточный материал.
Прежде чем начать новую тему, провожу проверочную работу по прошлой теме.
Дальше слайд - самопроверка. Иногда я прошу детей поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить соседа и выставить ему оценку.
Новая тема.
Прослушиваем рассказ Л.Н.Толстого "Косточка" (Звук и слайды с диска, приложенного к учебнику). Заметила, что дети с большим интересом слушают рассказы, когда их читают артисты, т.е. звуковой файл.
Теперь дети безошибочно сами определяют тему предстоящего урока.
Записываем в тетрадь.
Рассказ В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой". Его читаю детям сама.
Понятие записываем в тетрадь.
Теперь практическое задание- каждый ребенок готовит фразу - извинение перед тем, кого обидел (не обязательно одноклассники). Мы учимся правильно подбирать слова извинения.
Если в классе есть дети в ссоре, используем этот момент, чтобы научиться не только извиняться, но и прощать.
Выразительное чтение. Дети читают по очереди рассказ Н.Носова "Огурцы". К этому времени рассказ им уже знаком, но мы все равно его полностью читаем, чтобы вспомнить мелочи. У детей есть текст для чтения.
Работа с известными картинами. Картину Ф.Решетникова "Опять двойка" дети уже знают, мы ее обсуждаем.
Картину Рембрандта "Возвращение блудного сына" дети не знают. Рассказываю сюжет картины, где можно увидеть оригинал. Обсуждаем картину.
Книга мудрости. Каждый выписывает в тетрадь одно, наиболее понравившееся высказывание.
Закрепление.
Рефлексия.
Домашнее задание.
В конце урока каждому ребенку дарю памятку.
5 шагов к
правильному извинению.
1.
Делайте это искренне. Ложное
извинение принесет больше вреда, чем пользы.
2.
Не оправдывайте свои действия.
Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это
начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не
готовы принять ответственность.
3.
Примите обязательство измениться.
Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить
своей маме «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и
безрезультатным извинением.
4.
Выражайте свои извинения
осторожно. Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я
проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел,
чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях».
5.
Будьте готовы к неловкости и
неудобству. Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут
встречать Вас холодно. Может быть, человек оценит это сразу же, может быть
позже.
Главное, Вы извинились!
Как
извиняться.
Извиняться надо чаще - это своеобразная культура
общения.
·
Улыбайтесь! Приятная улыбка
и ваше извинение разрядят любую
конфликтную ситуацию.
·
Можно сказать: «Прости, я не
хотел(а) тебя обидеть», «Я не думал(а), что это обидит тебя», «Мне очень жаль,
что так случилось, обещаю, что это никогда не повторится». Каждое слово должно
быть искренне и правдиво.
·
Просьба о прощении – это не
признак слабости и унижения, наоборот, это признак сильного человека,
способного совершить поступок и восстановить добрые отношения.
Если человек, которого вы обидели или оскорбили,
протянет вам руку для рукопожатия или улыбнется в ответ - это и будет его
ответом на ваше извинение.
А возможно, он тоже захочет вам сказать что-то
приятное.
Физкультминутка – игра «Что может обидеть человека».
Ложь
Гнев
Ответственность
Пунктуальность
Злорадный
смех
Вспыльчивость
Честность
Улыбка
Подножка
Предательство
Спасибо!
ОтветитьУдалитьЯ рада, если Вам что-то пригодилось
Удалить