понедельник, 10 ноября 2014 г.

Великие творения художников и зодчих России XVIII-XX вв

Архитектура.

Русское барокко и классицизм в архитектуре Москвы. 18 - начало 19-го века.
Баженов. Дом Пашкова
Сонная дремота охватила Москву 17 - 18 веков, но преобразования Петра наложили отпечаток и на ее архитектурный облик. И это несмотря на то, что всеми помыслами Петр I в это время был в новой столице. Материалы, людские резервы - все устремляется в Петербург.

Московские зодчие строили в Москве в модном тогда стиле барокко, однако, с заметным уклоном в сторону русского, какого-то специфического, провинциального, зодчества.

В допетровский период в Москве создавалось множество самобытных стилей и течений в архитектуре. Основным стилем был все-таки классицизм, однако, опять свой, русский.

Получило некоторое распространение течение «псевдоготика» (ложная готика), когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили  здания и стиле ампир.

Было  построено большое количество разнообразных сооружений со своими индивидуальными особенностями.

Со времени Петра I  Россия полностью включилась в круг общеевропейской культуры. Но Москва оказалась очень устойчивой к новым веяниям. И не только потому. что москвичи еще продолжали постройки в «старом стиле», но и потому, что в новых стилях барокко и классицизм зодчие не старались подражать Западу, а трактовали их в Москве по-своему, по-русски. Одновременно с этим, однако, строились в Москве уже и здания в стиле западно-европейского барокко.

Старая Москва.
Допетровская Москва (до 18в.)
Большую популярность в Москве завоевал архитектор Б.Растрелли, построивший там много прекрасных сооружений  в стиле русского барокко. К сожалению, некоторые из построенных им зданий позднее были разобраны. Так, в 1753 году Растрелли построил Кремлевский Зимний дворец, который при строительстве нынешнего, кремлевского дворца был разрушен. Позже Растрелли стал строить только в Петербурге.

Иван Федорович Мичурин - архитектор, составивший первый, точный план Москвы.
В отличие от Петербурга, который сразу строился как столица - по определенному архитектурному плану, Москва застраивалась стихийно, постепенно превращаясь в большой город. Мичурин проделал огромную работу, предусмотрев благоустройство улиц, достройку незавершенных зданий и приведение в порядок старых. Главной заслугой Мичурина является основание московской архитектурной школы. Его ученики - Евлашев, Обухов и, особенно, Ухтомский, стали очень талантливыми зодчими.
Дмитрий Васильевич Ухтомский после Мичурина занимал положение первого архитектора Москвы. Строил в стиле барокко. Самые известные его сооружения - Красные ворота (которые, к сожалению, не сохранились)  и достроенная им многоярусная колокольня Троице-Сергиевой лавры.
Красные ворота. арх.Ухтомский.Барокко
Красные ворота. Д.Ухтомский. Барокко
Колокольня Троице-Сергиевой лавры.арх.Ухтомский.Барокко
Колокольня Троицко - Сергиевой лавры. Д.Ухтомский. Барокко
Господствующим же стилем в архитектуре 2-й половины 18 века Москвы становится классицизм.
Дом Пашкова.Арх. Баженов.Классицизм
Дом Пашкова. В.Баженов. Классицизм
Василий Иванович Баженов. Хотя основные его замыслы не были осуществлены, а многие постройки до сих пор неизвестны, влияние этого зодчего на развитие архитектуры 18-го века огромно. Баженов был послан за границу в Италию. Там он быстро приобрел известность: был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.
Однако, по возвращении на родину архитектора начали преследовать неудачи, которые были связаны с завистью академических верхов. Затем Екатерина II дважды прерывала осуществление его главнейших проектов. Самое замечательное детище Баженова - проект Кремлевского дворца в Москве. По идейно-образному размаху, по новизне и смелости задач этот проект не знает себе равных. Даже в модели архитектура исполнена великолепия. Грандиозные по протяженности фасады,то идущие по прямой, то прихотливо огибающие кремлевский холм, великолепные колоннады, таинственные переходы, вызывающие в памяти архитектурные фантазии 18-го века - все это поражает воображение.  Проект Баженова был утвержден. В торжественной обстановке отпраздновали закладку дворца, начали подготовительные работы. Однако, вслед за тем дело замедлилось и вскоре было прекращено. Причина была в том, что поднялась Крестьянская война под предводительством Пугачева и Екатерине стало не до блистательного замысла Баженова.

Баженов создает свой вариант распространившегося на западе течения в архитектуре -псевдоготика. Псевдоготика - ложная готика. Направление в архитектуре 18-19 веков, возрождавшее архитектурные формы готики. Баженов по-своему интерпретировал этот стиль, максимально приблизив его к классицизму. Примером такого стиля являются Ворота Хлебного дома в Царицыне.

Ворота Хлебного дома. Арх.Баженов.Псевдоготика.
Ворота Хлебного дома в Царицыне. Псевдоготика. В.Баженов
Матвей Федорович Казаков. Один из основоположников классицизма в России. Учился у Ухтомского, благодаря чему стал наиболее ярким выразителем московской школы. Он построил в Москве так много зданий, что возник термин «казаковская Москва». Он построил в Московском Кремле здание Сената, огромный купол которого играет важную роль в ансамбле Красной площади.
Сенат.Арх.Казаков.Классицизм
Сенат. М.Казаков. Классицизм.

Затем он построил Колонный зал, позднее- дом Союзов.
Колонный зал. Арх.Казаков. Классицизм
Колонный зал. М.Казаков. Классицизм.
Колонный зал. Интерьер.Арх.Казаков.Классицизм
Интерьеры Колонного зала.

Строит множество богатых частных домов. Например, дом Барышникова.
Дом Барышникова. Арх.Казаков.Классицизм
Дом Барышникова. М.Казаков. Классицизм.

Казаковым построено старое здание Московского университета (сгорело в 1812 году, перестроено архитектором  Жилярди).

Осип Иванович Бове. Ему принадлежит ведущая роль в градостроительных мероприятиях Москвы, особенно в центральном районе города. По его проекту реконструируется Красная площадь. Бове большой мастер ампира. Принимал активное участие в востановлении Москвы после Отечественной войны 1812 года. Он перестроил много общественных построек.  Но наиболее монументальная постройка Бове - здание Большого театра. Это здание было самым крупным театральным сооружением в России и оно должно было, по мысли зодчего, служить центром обширного архитектурного ансамбля на Театральной площади. В истории дореволюционной Москвы - это первая и единственная попытка создать архитектурный ансамбль в городе. Центральная часть здания театра украшают колонны, а портик увенчивает колесница Аполлона - все это придает зданию величественность, элегантность.

О.Бове. Большой театр.
Большой театр. Интерьер.Арх.Бове.Классицизм
Интерьер Большого театра.

Барокко в архитектуре Петербурга. 18-й век.


В 40-х - 50-х годах 18-го века при царице Елизавете по-настоящему развернулся талант отца и сына Растрелли. Старший, Карло Бартоломео Растрелли, скульптор, еще при Петре I приехал в Россию и привез с собой своего пятнадцатилетнего сына - Бартоломео Растрелли младшего, ставшего архитектором. Он жил и творил только в России и стал истинно русским зодчим. Даже имя его стало звучать по-русски: Федор Варфоламеевич.  Растрелли строил в стиле барокко, но всегда вносил в этот стиль что-то исконно русское, за что и был назван «певцом русского барокко».

Бартоломео Растрелли
Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского обозначает «причудливый», «вычурный». Этот стиль зародился в Италии в конце 16 века, а в России только в 18-м веке. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. Растрелли создал много великолепных памятников архитектуры в  стиле барокко в Петербурге: Большой Царскосельский дворец ( Екатерининский), собор Смольного монастыря, дворец в Петергофе, Зимний дворец — вот лучшие образцы его творений.
Большой Царскосельский  (Екатерининский) дворец. Растрелли. Барокко.

Большой Царскосельский дворец. Барокко.
Во время Великой Отечественной войны Царскосельский дворец сильно пострадал от фашистских вандалов, были разграблены и уничтожены бесценные сокровища дворца. Конечно, многое было заранее спрятано работниками музея. После войны реставраторы долгие годы восстанавливали по крупинкам утраченную красоту. И вот этот шедевр таланта Растрелли вновь предстает перед миром во всей своей красе.
Ворота Екатерининского дворца. Растрелли. Барокко.
Ворота Царскосельского дворца. Барокко.
Большой екатерининский дворец. Растрелли. Барокко.
Царскосельский дворец. Атланты украшают стены. Барокко
Тронный зал в Екатерининском дворце. Растрелли. Барокко.
Золотой тронный зал в Екатерининском дворце. Барокко
Янтарная комната в Екатерининском дворце. Растрелли. Барокко.
Янтарная комната. Царскосельский (Екатерининский) дворец. Барокко.
Екатерининский дворец, Растрелли. Барокко.
Скульптура в стиле барокко украшает стены. Царскосельский дворец. Барокко.
Собор Смольного монастыря. Растрелли. Барокко.
Собор Смольного монастыря. Барокко
Петергофский дворец. Растрелли. Барокко.
Петергоф. Дворец и фонтаны. Барокко
ЗИМНИЙ   ДВОРЕЦ   (1754 - 1762 )
С Дворцовой площади виден лишь фасад Зимнего дворца, торжественный и пышный, соответствующий его внутреннему убранству. Светло-зеленые стены, белые полуколонны то соединены между собой, то равномерно расположены на светло-зеленой глади стены.  В стиле барокко сочетание плоских и выпуклых форм, изящные наличники, обрамляющие окна, торжественные подъезды, арка ворот с прекрасной, литой чугунной решеткой и, наконец, сильно выступающий карниз сложной формы, богато украшенный скульптурой — все это создает богатую по своей выразительности поверхность стены. Построенный в середине XVIII века, Зимний дворец явился памятником торжества России, проделавшей за немногие десятилетия огромный путь от средневекового, отсталого государства до одной из ведущих держав тогдашней Европы. В дальнейшем внутри дворца совершали перестройку Росси, Кваренги, Фельтон и другие архитекторы. Сейчас это музей изобразительного искусства, Эрмитаж.
Зимний дворец. Растрелли. Барокко.
Зимний дворец. Барокко
Зимний дворец. Интерьер. Барокко.
Зимний дворец. Интерьер
Зимний дворец. Интерьер. Барокко.
Зимний дворец. Интерьер.
Классицизм в архитектуре Петербурга 18 века.



С 18-го века начинается планомерная застройка городов. Существенное значение в их облике приобретают дворцы и усадьбы, здания общественного характера. Изменился не только стиль их архитектуры, но и местоположение на улицах и площадях. Здания выходят из глубины дворов прямо на улицу или отделяются от нее прозрачной решеткой.

В 1703 году в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении, был заложен город, основанный Петром и названный в его честь. Санкт-Петербург был задуман как будущая столица России и поэтому создавался по единому плану. Каждый, кому приходилось побывать в Петербурге, не перестает удивляться художественной цельности и гармоничности великого города на Неве, красоте его архитектурных ансамблей и памятников.
Тот архитектурный облик, который сохранился до наших дней, в основном сложился в конце 18-го века. На протяжении всего существования Петербург поражал всех своей красотой . А красота его поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы надолго заворожили русское искусство.
Ему посвящали и до сих пор посвящают свои произведения поэты и писатели, художники и музыканты.
Но лучше Пушкина о Петербурге никто сказать не мог:
Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате  моей пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла!


Казанский собор. А.Воронихин А. Классицизм.
А. Воронихин. Казанский собор (1801-1811 г.г.). Классицизм.
Строительство «Северной Пальмиры» - Петербурга, а также его пригородов: Царского Села и Павловска связано с именами таких знаменитых зодчих, как Растрелли, Росси, Ринальди, Фельтона, Кваренги. Камерона, Тома де Томона, Старова, Воронихина, Захарова и многих других.
Многие из них были иностранцами, но у себя на родине были совершенно неизвестны или вовсе ничего не строили. Россия дала возможность осуществляться их дарованиям.
 В это время в архитектуре более всего были распространены два стиля: "барокко" и "классицизм".
"Барокко" - художественный стиль, буквально с итальянского "причудливый, вычурный".  Художественная задача - ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.
"Классицизм" - художественный стиль, в переводе  с латинского «образцовый»,  взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки. Это последний великий стиль в изобразительном искусстве. В архитектуре он предполагает строгость, четкость линий и форм, гармонию всех частей сооружения. Архитекторы используют в своих постройках элементы античного зодчества: колонны, фронтоны, арки, портики, П-образную планировку зданий.

Однако, видимо под воздействием русского ли характера или русской природы, даже иностранные архитекторы привносили в эти европейские стили что-то особенное, какую-то русскую самобытность.

Уже в первые годы строительства Петербурга возник его композиционный центр -Петропавловская крепость и Адмиралтейство, построенные в стиле классицизм. Золотые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ.
В 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини началось сооружение Петропавловского собора на небольшом острове Заячьем. Этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург. Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем (122,5м) является уникальным памятником архитектуры в стиле.Также по проекту Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича. На территории крепости были построены Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахта и другие.
На протяжении двух веков Петропавловская крепость служила политической тюрьмой, в мрачных застенках которой томились многие известные люди. Ныне это крепость - музей, пользуется огромной популярностью и является украшением Петербурга.
Петропавловская крепость. Арх. Трезини. Классицизм.
Д.Трезини. Петропавловская крепость. Классицизм
АДМИРАЛТЕЙСТВО.
Композиционным центром Санкт-Петербурга является Адмиралтейство (арх. Андреян Дмитриевич Захаров) с его тонкой, золоченой иглой, пронзающей небо. Здание Адмиралтейства было заложено еще при Петре I. Первоначально оно было корабельной верфью и военной крепостью на Неве.
План его представлял собой два ряда параллельных строений, образующих букву «П», обращенную открытой стороной к Неве. Над въездом в П-образный двор возвышалась деревянная башня. Внутри двора находились мастеровые избы, парусные мастерские, склады канатов и т.п.
В начале XIX века старое здание Адмиралтейства уже не соответствовало новой архитектуре города и его решили перестроить. Это ответственное поручение было дано русскому архитектору Андреяну Дмитриевичу Захарову. Архитектор, сохранив прежний, П-образный план, перестроил наружные фасады Адмиралтейства, которые выходили на улицу и площади города.
Адмиралтейство.Арх Захаров. Классицизм
А.Захаров. Адмиралтейство. Классицизм.
Перестройка велась в стиле классицизма в 1812 году. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней. Длинное, как бы стелющееся по земле,  низкое сооружение состоит из нескольких, соединенных между собой, корпусов. Крылья главного и двух боковых фасадов украшены колоннами, белый цвет которых четко выделяется на желтом фоне стены. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной позолоченным шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом. По бокам ее помещены скульптурные группы нимф, поддерживающих небесные сферы. Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх.
Арх.Захаров.Адмиралтейство.Классицизм

Смольный институт благородных девиц.
Стиль классицизм. В 1808 году в Петербурге было построено еще одно замечательное сооружение - здание института для благородных девиц. Построено оно итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Это здание имеет более 220 метров в длину. Архитектура его отличается поразительной торжественностью. Выдвинутый вперед центр с восемью колоннами придает сооружению величие, завершенность. После революции и до сих пор в здании размещаются официальные органы власти.

Смольный. Арх. Кваренги. Классицизм.
Д.Кварнеги. Смольный. Классицизм.
Камеронова галерея.
В 1779 году в Россию приезжает из Англии очень талантливый архитектор Чарльз Камерон. Одно из лучших его творений - галерея Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Она была названа в честь создателя Камероновой галереей. Это необычная, изящная постройка, которая как бы одновременно принадлежит и дворцу и парку - построена в стиле классицизма.
Камеронова галерея. Арх. Камерон. Царское Село.Классицизм.
Камеронова галерея. Ч.Камерон. Классицизм
Ч.Камерон.Галерея.Классицизм
Вход в Камеронову галерею

Ампир.
Ампир - художественный стиль , в переводе с французского - "империя", рассматривается как поздний классицизм. Опирается на античные образцы архаической Греции и имперского Рима, и даже в некоторых случаях на образцы Древнего Египта. Возник во Франции, в эпоху Наполеона.
Ампир воспевает в искусстве величественную мощь, монументальность. Для своего воплощения ампир предполагает большие, гладкие, массивные стены, на фоне которых выделяются колонны, мощные пилоны. Здания выглядят величественными, помпезными.

В качестве декоративного оформления широко применяется военная символика: так называемые военные трофеи (шлемы, щиты, копья и т.п.), лавровые венки, орлы, статуи воинов в римских доспехах, колесницы...Часто изображается фигура "крылатой" богини Победы - Ники. Для стиля ампир характерны мемориально-монументальные сооружения - триумфальные арки, памятные колонны.

Здание главного штаба (1819). Карл Иванович Росси.
Гениальным художником являлся архитектор Карл Иванович Росси, приехавший в Россию еще ребенком и проживший в ней всю жизнь. Он построил много блистательных творений, памятников архитектурного зодчества в Петербурге.
Одним из самых замечательных его произведений является Здание главного штаба, построенного в 1819 году на Дворцовой площади. Центральная часть здания представляет собой однопанорамную триумфальную арку. Внизу и вверху по обеим ее сторонам помещены так называемые трофеи, т.е. изображения военных доспехов, щитов, копий. На уровне второго этажа между колоннами установлены статуи воинов в римских доспехах. Венчает здание колесница и крылатая фигура Победы - Ники. Использование в архитектуре изображений военных трофеев, военных доспехов стало модным в начале 18-го века. Здание Главного Штаба должно было увековечить победу России в Отечественной войне 1812 года.
Главный штаб. Арх. Росси К. Ампир
К.Росси. Главный штаб. Ампир (Поздний классицизм)
Триумфальная арка Главного штаба.К.Росси.. Ампир.
Триумфальная арка Главного штаба с военными трофеями.
Александрийская колонна. Монферан. Ампир
Ампир получил распространение  в западно-европейском искусстве. В России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства.

Архитектура начала XX века

В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Известнейшая его работа - особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) - основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).
Особняк Рябушинского. Ф.Шехтель. Модерн
Ярославский вокзал в Москве. Ф.Шехтель. Модерн
Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.
Дом - дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге. И.Фомин. Неоклассицизм

Свое развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко. Его первый практический успех в неоклассике - постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 г. Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине.
Проект русского павильона на международной выставке в Турине. Неоклассицизм
Доходный дом. В.Щуко. Неоклассицизм.

Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество Владимира Евграфовича Татлина. Им создается проект т. н. Башни Татлина, посвященной III Интернационалу. В этот же период Владимиром Григорьевичем Шуховым устанавливается знаменитая Шуховская башня на Шаболовке.
Шуховская башня - новаторская для XX века гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки. Расположена в Москве на улице Шаболовка. Построена в 1920—1922 годах по проекту академика В. Г. Шухова.
Сейчас Радиобашня Шухова признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. На международной научной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» с участием более 160 специалистов из 30 стран мира в своей декларации назвала Радиобашню Шухова в числе семи архитектурных шедевров русского авангарда, рекомендованных на Включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Башня на Шаболовке. В.Шухов. Авангардизм
Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.
Дворец Труда в Москве. Проект братьев Весненых. Конструктивизм.

И.Голосов. Дом культуры им.Зуева. Конструктивизм.

Вслед за конструктивизмом развитие получает и авангардный стиль рационализм. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.
Основоположником стиля в России был Аполлинарий Каэтанович Красовский. Лидером течения был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую «Обмас» (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев. В 1918-1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. В октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранити лабрадоритом. В его форме можно видеть органичный сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.
Мавзолей Ленина. А.Щусев. 

Несмотря на значительные успехи советских архитекторов в создании новой архитектуры, заинтересованность властей в их работе постепенно начинает угасать. Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». С 1930-х годов авангардные течения в советской архитектуре утихают.

Сталинская архитектура
Главное здание МГУ.
Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетике, характеризующейся приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления.

В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединял творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами и с помощью которых осуществлялся контроль над деятельностью архитекторов. Среди советских архитекторов данного направления можно выделить Бориса Михайловича Иофана, Дмитрия Николаевича Чечулина, Льва Владимировича Руднева и др. В целом, в сталинской архитектуре прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями.

В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Это Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», Здание Министерства Иностранных Дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Гостиница «Ленинградская».

Также среди памятников сталинской архитектуры выделяют комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро, также был задуман проект Дворец Советов. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки».

Вторая половина XX века
4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.

В 1960 году при поддержке Хрущёва начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина.
Кремлевский Дворец Съездов. М.Посохин
В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина. С 1965 по 1979 проходило строительство Белого дома в Москве, по конструкции схожее со зданиями начала 1950-х годов. Типовая архитектура продолжала свое развитие вплоть до распада СССР, а в меньших объёмах существует и в современной России.

Современная Россия.
Москва-Сити
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Однако теперь не существовало государственного контроля над архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствование западных образцов, впервые появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити. Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас.
Москва - Сити

Комментариев нет:

Отправить комментарий