Фотография как вид искусства.
СПЕЦИФИКА ФОТОИСКУССТВА.
Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи.
Документализм, подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. (Фотожурналистика)
С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства.
Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений:
- этнографическо-социологическое,
- репортажное,
- плакатно-рекламное,
- художественно-конструктивное,
- декоративное,
- символическо-концептуальное,
- импрессионистское.
Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию.
Виды фотографии по цветопередаче:
1. Чёрно-белая фотография.
Чёрно-белая фотография охватывает способы получения изображений, на которых яркостные и цветовые различия деталей объекта съёмки воспроизводятся чёрным и белым цветом и промежуточными между ними оттенками серого цвета.
2. Цветная фотография
В отличие от чёрно-белой фотографии цветная охватывает способы получения изображений, на которых яркостные и цветовые характеристики объекта съёмки воспроизводятся в цветах, приближающихся к натуральным. В основу положена возможность получения всех цветов путём сложения световых потоков трех основных цветов (красного, зелёного, синего), взятых в определённых соотношениях.
Виды фотографии по технологии:
1. Галогенидосеребряная фотография
Данный вид фотографии базируется на использовании фотоматериалов, имеющих в светочувствительном слое микрокристаллы галогенидов серебра. Широко используются фотоплёнки (негативная, позитивная, обращаемая), фотопластинки (негативные диапозитивные) и фотобумага.
Дефицит и дороговизна серебра, трудоёмкость галогенидосеребряного процесса, связанная с длительной, многоступенчатой обработкой привели к возникновению бессеребряных способов записи оптической информации.
2. Бессеребряная фотография
Бессеребряная фотография основана на использовании светочувствительных слоев, не содержащих галогенидов или других соединений серебра. Отличительная особенность электронных методов состоит в том, что изображение фотографируемого объекта для его регистрации предварительно преобразуется в электрический сигнал.
Достоинства бессеребряных фотоматериалов:
простая одно- или двухстадийная обработка,
сравнительная дешевизна (диазотипные и везикулярные плёнки в четыре раза дешевле чёрно-белых галогенидосеребряных);
реверсивность фототермопластичности и фотохромных материалов (допускают многократное повторение циклов «запись – воспроизведение – стирание изображения»).
Виды фотографии по восприятию:
1. Плоскостная фотография.
Арсенал традиционных изобразительных средств фотографии и объективность фотодокументов ограничены двумерностью фотоизображений. Фотография чёрно-белая и цветная, электрография и видеозапись относятся к плоскостным видам фотографии и не позволяют представить объект объёмно – так, как его видит глаз. Отсутствие третьего измерения у этих фотоизображений обусловлено свойствами обычного света, которым пользуются в практике съёмки.
2. Стереоскопическая фотография
Стереоскопическая фотография охватывает способы получения фотоизображений, при рассматривании которых создаётся ощущение их объёмности (стереоскопичности). Отличие стереоскопического изображения от обычного заключается в том, что стереоизображение состоит из двух (минимум) сопряжённых изображений, образующих стереопару и рассматриваемых одновременно и в тоже время раздельно левым и правым глазом. Сопряжёнными являются изображения, полученные фотографированием одного и того же предмета с точек, соответствующих расположению глаз, т. е. сделанные в одинаковом масштабе, с одинаковой яркостью и связанные единой перспективой. Такие изображения называются стереопарой. Стереофотография даёт объёмное изображение, передаёт форму изображаемых объектов, характер их поверхности, взаимное расположение предметов в пространстве и другие внешние признаки. Для получения стереофотографий используются специальные фотоаппараты с двумя съёмочными объективами и затворами. Получаемые при съёмке два изображения располагаются на плёнке одно за другим и образуют стереопару. Стереопары рассматриваются через специальные оптические устройства.
3. Голография
Стереофотография устраняет двумерную ограниченность фотоизображений лишь частично, т. к. для получения полного эффекта объёмности потребовалось бы достаточно большое (на практике нереализуемое) количество стереопар. Изображение, практически адекватное объекту съёмки, получается с помощью голографии – особого способа записи любой информации с помощью когерентных волновых полей. В отличие от других видов фотографии голограмма с поразительной точностью передаёт пространственные соотношения: различную степень удалённости отдельных предметов от наблюдателя, их угловые и линейные размеры, взаимное расположение в пространстве; даёт возможность рассматривать изображения в разных ракурсах и получать полную иллюзию действительно рассматриваемых предметов.
СПЕЦИФИКА ФОТОИСКУССТВА.
Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи.
Документализм, подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. (Фотожурналистика)
С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства.
Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных направлений:
- этнографическо-социологическое,
- репортажное,
- плакатно-рекламное,
- художественно-конструктивное,
- декоративное,
- символическо-концептуальное,
- импрессионистское.
Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию.
Виды фотографии по цветопередаче:
1. Чёрно-белая фотография.
Чёрно-белая фотография охватывает способы получения изображений, на которых яркостные и цветовые различия деталей объекта съёмки воспроизводятся чёрным и белым цветом и промежуточными между ними оттенками серого цвета.
2. Цветная фотография
В отличие от чёрно-белой фотографии цветная охватывает способы получения изображений, на которых яркостные и цветовые характеристики объекта съёмки воспроизводятся в цветах, приближающихся к натуральным. В основу положена возможность получения всех цветов путём сложения световых потоков трех основных цветов (красного, зелёного, синего), взятых в определённых соотношениях.
1. Галогенидосеребряная фотография
Данный вид фотографии базируется на использовании фотоматериалов, имеющих в светочувствительном слое микрокристаллы галогенидов серебра. Широко используются фотоплёнки (негативная, позитивная, обращаемая), фотопластинки (негативные диапозитивные) и фотобумага.
Дефицит и дороговизна серебра, трудоёмкость галогенидосеребряного процесса, связанная с длительной, многоступенчатой обработкой привели к возникновению бессеребряных способов записи оптической информации.
2. Бессеребряная фотография
Бессеребряная фотография основана на использовании светочувствительных слоев, не содержащих галогенидов или других соединений серебра. Отличительная особенность электронных методов состоит в том, что изображение фотографируемого объекта для его регистрации предварительно преобразуется в электрический сигнал.
Достоинства бессеребряных фотоматериалов:
простая одно- или двухстадийная обработка,
сравнительная дешевизна (диазотипные и везикулярные плёнки в четыре раза дешевле чёрно-белых галогенидосеребряных);
реверсивность фототермопластичности и фотохромных материалов (допускают многократное повторение циклов «запись – воспроизведение – стирание изображения»).
Виды фотографии по восприятию:
1. Плоскостная фотография.
Арсенал традиционных изобразительных средств фотографии и объективность фотодокументов ограничены двумерностью фотоизображений. Фотография чёрно-белая и цветная, электрография и видеозапись относятся к плоскостным видам фотографии и не позволяют представить объект объёмно – так, как его видит глаз. Отсутствие третьего измерения у этих фотоизображений обусловлено свойствами обычного света, которым пользуются в практике съёмки.
2. Стереоскопическая фотография
Стереоскопическая фотография охватывает способы получения фотоизображений, при рассматривании которых создаётся ощущение их объёмности (стереоскопичности). Отличие стереоскопического изображения от обычного заключается в том, что стереоизображение состоит из двух (минимум) сопряжённых изображений, образующих стереопару и рассматриваемых одновременно и в тоже время раздельно левым и правым глазом. Сопряжёнными являются изображения, полученные фотографированием одного и того же предмета с точек, соответствующих расположению глаз, т. е. сделанные в одинаковом масштабе, с одинаковой яркостью и связанные единой перспективой. Такие изображения называются стереопарой. Стереофотография даёт объёмное изображение, передаёт форму изображаемых объектов, характер их поверхности, взаимное расположение предметов в пространстве и другие внешние признаки. Для получения стереофотографий используются специальные фотоаппараты с двумя съёмочными объективами и затворами. Получаемые при съёмке два изображения располагаются на плёнке одно за другим и образуют стереопару. Стереопары рассматриваются через специальные оптические устройства.
3. Голография
Стереофотография устраняет двумерную ограниченность фотоизображений лишь частично, т. к. для получения полного эффекта объёмности потребовалось бы достаточно большое (на практике нереализуемое) количество стереопар. Изображение, практически адекватное объекту съёмки, получается с помощью голографии – особого способа записи любой информации с помощью когерентных волновых полей. В отличие от других видов фотографии голограмма с поразительной точностью передаёт пространственные соотношения: различную степень удалённости отдельных предметов от наблюдателя, их угловые и линейные размеры, взаимное расположение в пространстве; даёт возможность рассматривать изображения в разных ракурсах и получать полную иллюзию действительно рассматриваемых предметов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий