Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве.
Один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками.
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре.
В мировом искусстве XVII-XVIII вв. исторический жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем, как о высоком жанре, включающем религиозно-мифологические и собственно исторические сюжеты.
Помпезные историческо-аллегорические, как правило, многофигурные композиции представляли античных героев и конфликты противоборствующих сил. В виде античных полководцев на картинах исторического жанра могли быть представлены властвующие монархи.
В России исторический жанр получил развитие в XVIII-XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств.
Ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине (А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов).
|  | 
| К.Брюллов. Последний день Помпеи. | 
|  | 
| Г.Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами, 1794 | 
|  | 
| А.Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824 год, | 
|  | 
| И.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. | 
Скульптурные портреты и памятники, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, создавались в рамках исторического жанра.
|  | 
| А.Аверьянов. Раненый кавалергард. | 
|  | 
| Подвиг генерала Костенецкого. А.Аверьянов | 
Выдающимся мастером исторической живописи был 
Василий Иванович Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю русского народа: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899).
|  | 
| В.Суриков. Утро стрелецкой казни | 
|  | 
| В.Суриков. Переход Суворова через Альпы. | 
|  | 
| В.Суриков. Меншиков в Березове | 
|  | 
| В.Суриков. Боярыня Морозова | 
|  | 
| В.Суриков. Покорение Сибири Ермаком | 
С конца XIX - начала XX вв. борющиеся за гуманистические идеалы художники в произведениях исторического жанра отразили события многих революций, борьбу с фашизмом и трагические события освободительных движений современности.
|  | 
| П.Соколов - Скаля. Штурм Зимнего дворца | 
|  | 
| Г.Марченко. На окраине Сталинграда | 
|  | 
| К. Юон. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. | 
|  | 
| В. Божко. Водружение знамени Победы над Берлином. | 
|  | 
| А.Широков. За Родину! | 
|  | 
| В. Дмитриевский. День Победы. | 
Павел Дмитриевич Корин (25 июня 1892, - 22 ноября 1967) - известный русский художник-живописец. Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1963) и Сталинской премии второй степени (1952).
 
|  | 
| Триптих Александр Невский. П.Корин, 1942г. | 
|  | 
| Портрет Г.Жукова. П.Корин | 
Еще одна вечная тема в искусстве - любовь. Любовь к женщине, любовь к богу, любовь к Родине. ЕЁ ярко отразил в своих произведениях Михаил Васильевич Нестеров (1862 -1942) - русский и советский художник-живописец направления символизм. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
М.Нестеров  отдел церковным росписям и иконам свыше 22 лет своей жизни. Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну - те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.
В картине "На горах" художник одним из первых в русской живописи попытался создать образ родины.
|  | 
| На горах (1896, Киевский музей русского искусства). | 
|  | 
| Святая Русь, 1901-1906 | 
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий