вторник, 4 ноября 2014 г.

Великий подвиг народа.

Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и театральных постановках. Участники сражений становились героями живописцев, скульпторов, графиков, режиссеров и сценографов.

С началом войны многие художники ушли на фронт, многие сражались в народном ополчении. Некоторые из них считали, что в дни войны искусство не нужно, но вскоре обнаружилась необходимость участия мастеров в жизни страны.
Уже в конце июня 1941 г. в блокадном Ленинграде была проведена огромная работа по маскировке военных и важнейших гражданских объектов, памятников архитектуры и скульптуры. Помощь художников потребовалась и для упаковки готовящихся к эвакуации музейных экспонатов. 1 июля 1941 г. из Ленинграда был отправлен первый эшелон с сокровищами Эрмитажа и Русского музея.

Живописцы, графики и скульпторы работали над созданием различных форм агитационного искусства. Первый плакат В. Серова появился на улицах города на третий день войны.



Именно в этот период формируется сильная школа плакатистов. В июне 1941 г. возобновил свою деятельность «Боевой карандаш» (первые его листы вышли зимой 1939 – 40 гг.), своей популярностью спровоцировав появление еще нескольких подобных изданий. Возродились и «Окна ТАСС».

Чувство оптимизма и веры в победу укреплялось искусством. Вера в победу помогала
мастерам на протяжении четырех лет войны создавать яркие произведения изобразительного искусства. «Искусство помогает воевать»,- говорили художникам партизаны.

Художники продолжали и свою творческую работу. В первые годы войны мастера нередко обращались к темам страдания, равно как и к воспоминаниям о героическом прошлом Отечества и его легендарных героях-полководцах (А. Невский, Д. Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и др.).


2 января 1942 г. в Малом выставочном зале Союза открылась Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны. С 4 октября 1942 г. эта экспозиция представлялась в Москве. Произведшая сильнейшее впечатление, она почти полностью была приобретена Совнаркомом.

Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист,  ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.

Плакаты призывали к борьбе, патриотизму, они вселяли дух победы.





Художники писали картины и на темы боевых будней, портреты героев, жизни в оккупированных городах.

В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину Центральная фигура картины Герасимова советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная. В эпизоде драматического столкновения женщины- патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество,  стойкость в борьбе. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.

С.В.Герасимов "Мать партизана" 1943г. 

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичные произведения. Картина "Окраина Москвы". Ноябрь 1941 года. - первая в этом ряду. Пронзительный трагизм и эмоциональная мощь живописи и графики А.Дейнеки военных лет уникальны для русского искусства XX века.
А.А. Дейнека "Окраина Москвы". Ноябрь 1941 года. 1941

Среди произведений художника П.Д. Корина особое место занимает портрет маршала Г.К. Жукова. Суть портрета Жукова не исчерпывается внешним сходством, хотя оно абсолютно. В произведении слышится гром войны и эхо Победы, в нем воплощена гордость за людей, свято веривших в торжество добра. Изображение конкретной личности стало портретом целой эпохи.

Широко известная картина П.А.Кривоногова «Победа» с документальной достоверностью воспроизводит историческую сцену падения фашистской столицы. Художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата. За данную картину П.А. Кривоногову присудили Государственную премию СССР.
П.А. Кривоногов. Победа. 1945
М.В. Куприянов. П.Н. Крылов. Н.А. Соколов. "Бегство фашистов из Новгорода". 1944
В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород.
Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В снегу валялись
части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетие России». Израненный, с
выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии — символ национальной
славы. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества,  бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины. По завершенности замысла, яркости воплощения «Бегство фашистов из Новгорода» - одно из наиболее значительных полотен военного времени.


 В годы войны художники много писали на тему тяжелой крестьянской жизни.
В работах А.А.Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),




Патриотический дух в исторической картине К.Ф.Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года".

Историческое полотно, отражающее героизм советского солдата при защите Севастополя.


Тема "Великого подвига народа" до сих пор остается актуальной в творчестве художников. Все 70 лет после войны создавались художественные произведения на эту тему.
Но художники, писавшие картины и плакаты во время войны сами совершили великий подвиг.

Каждый художник, передавая собственные ощущения и переживания военных событий (действительные либо «воображаемые», представляемые), пытается решить проблему новаторства в изображении тех или иных сюжетов. Субъективное, авторское прочтение темы находит выражение в различных формах, – камерной либо монументальной, и в специфике «стиля» каждого мастера, в особенности его почерка.

Но очевидным становится то, что тема Великой Отечественной войны становится выходом на «вечные» проблемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий