среда, 5 декабря 2012 г.

Урок №10. Свобода и ответственность. ОСЭ


Тема: Свобода и ответственность.
Задачи:
1. Образовательные:   
- закрепить понятие свобода, ответственность, выбор, преднамеренность.
- актуализировать знания учеников о свободе и  ответственности, о взаимной связи этих понятий
- научить применять знания в конкретной ситуации
- усвоить знание понятия  «свобода», «преднамеренность» и «ответственность», знание о взаимосвязи понятий «свобода» и «ответственность», знание правил ответственного поведения личности за свои поступки в определенных условиях.

2.Воспитательная:
- Воспитывать ответственность за принятые решения.


3.Развивающие: 
- развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать)
- развить мировоззрение
- развить навыки устной речи,  способности четко формулировать свои мысли


Тип урока: Изучения нового материала и первичного закрепления
Виды деятельности:  фронтальная работа, работа в группах, беседа, работа с понятиями, иллюстрациями, работа с текстом.
Основные термины и понятия: свобода, ответственность, выбор, ответственное  поведение, преднамеренность
Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация по теме урока, учебники, тетради



Начинаем урок с разбора первых трех слайдов:
Что происходит?
Кто управляет человеком?
Кто виноват в последствиях этих поступков?
Кто будет нести ответственность за них?
Можно ли оправдаться, что тобой "кто-то управлял", "кто-то уговорил сделать что-либо нехорошее"



 Дети отвечают правильно, они понимают, что ответственность лежит на том, кто совершил действие.




Выходим на тему урока.


 Актуализация знаний.
В прошлой теме рассматривалась первая составляющая понятия свобода (моральный выбор), здесь будет рассматриваться вторая составная свободы - ответственность, поэтому повторяем материал, изученный на прошлом уроке.


 Говорим о том, что за свое слово человек несет такую же ответственность, как и за поступок.

  
Слайд интерактивный. Вначале разбираем и записываем в тетрадь понятие "ответственность".

Дальше рассматриваем фотографию и рассуждаем о том, что первый поступок с негативным исходом можно счесть за ошибку, но человек должен сделать выводы и больше так не поступать, повторение поступка - это уже выбор человека, значит он понесет полную ответственность. Рассуждаем почему один человек дерется лишь однажды в жизни, а другой постоянно. Постоянно - это выбор.


Много спорим по этой иллюстрации. Чье понимание свободы правильно?
Какую составную свободы не знает человек на правой иллюстрации? (ответственность за свой выбор и поступок)


Разбираем иллюстрации из учебника. Особенно детям нравится первая.Сразу же говорят об ответственности, о возможности выбора.


Новое понятие "преднамеренность"

Слайд интерактивный. После разбора понятия "отношения ответственности", к нам приходит пятилетняя девочка. Дети рассказываю какую она может нести ответственность и за что, какие требования должен выполнять человек в 5 лет.
Потом мы обсуждаем за что несут ответственность ученики 10 лет, далее - более старшие. Выходим на понимание того, что ответственность растет вместе с возрастом. Здесь же говорю и о юридической ответственности (с 14, с 16 и с 18 лет).
Далее рассуждаем об ответственности в зависимости от занимаемого положения. За сколько человек отвечает мама, за сколько -учитель, за сколько -директор школы, за сколько  - президент страны. (Желающих стать президентами становится сразу меньше ;))



Работа над собой.
Я не разрешаю отвечать вслух, чтобы дети могли честно проверить себя. 
Часто меня спрашивают про разбитое стекло, созналась бы я или нет. 
Выясняю, что для детей это сложно.
Закрепление материала.


Самопроверка.



Предупреждаю детей о предстоящей проверочной работе на следующем уроке. 


Физкультминутка к уроку. Игра «Черты сильного характера».
Злобность                     
Независимость
Лживость                    
Ответственность
Пунктуальность        
Малодушие
Упорство                     
Вспыльчивость
Лень                             
Честность


Комментариев нет:

Отправить комментарий