Тема: Свобода и ответственность.
Задачи:
1. Образовательные: - закрепить понятие свобода, ответственность, выбор, преднамеренность.
- актуализировать знания учеников о свободе и ответственности, о взаимной связи этих понятий
- научить применять знания в конкретной ситуации
- усвоить знание понятия «свобода», «преднамеренность» и «ответственность», знание о взаимосвязи понятий «свобода» и «ответственность», знание правил ответственного поведения личности за свои поступки в определенных условиях.
2.Воспитательная:
- Воспитывать ответственность за принятые решения.
3.Развивающие:
- развить мышление (умение анализировать, выделять часть,
сравнивать)
- развить мировоззрение
- развить навыки устной речи,
способности четко формулировать свои мысли
Тип урока:
Изучения нового материала и первичного закрепления
Виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, беседа,
работа с понятиями, иллюстрациями, работа с текстом.
Основные термины и
понятия: свобода, ответственность, выбор, ответственное поведение, преднамеренность
Оборудование: мультимедиа аппаратура, презентация по теме урока, учебники,
тетради
Начинаем урок с разбора первых трех слайдов:
Что происходит?
Кто управляет человеком?
Кто виноват в последствиях этих поступков?
Кто будет нести ответственность за них?
Можно ли оправдаться, что тобой "кто-то управлял", "кто-то уговорил сделать что-либо нехорошее"
Дети отвечают правильно, они понимают, что ответственность лежит на том, кто совершил действие.
Выходим на тему урока.
Актуализация знаний.
В прошлой теме рассматривалась первая составляющая понятия свобода (моральный выбор), здесь будет рассматриваться вторая составная свободы - ответственность, поэтому повторяем материал, изученный на прошлом уроке.
Говорим о том, что за свое слово человек несет такую же ответственность, как и за поступок.
Слайд интерактивный. Вначале разбираем и записываем в тетрадь понятие "ответственность".
Дальше
рассматриваем фотографию и рассуждаем о том, что первый поступок с
негативным исходом можно счесть за ошибку, но человек должен сделать
выводы и больше так не поступать, повторение поступка - это уже выбор
человека, значит он понесет полную ответственность. Рассуждаем почему
один человек дерется лишь однажды в жизни, а другой постоянно. Постоянно
- это выбор.
Много спорим по этой иллюстрации. Чье понимание свободы правильно?
Какую составную свободы не знает человек на правой иллюстрации? (ответственность за свой выбор и поступок)
Новое понятие "преднамеренность"
Слайд интерактивный. После разбора понятия "отношения
ответственности", к нам приходит пятилетняя девочка. Дети рассказываю
какую она может нести ответственность и за что, какие требования должен
выполнять человек в 5 лет.
Потом мы обсуждаем за что несут ответственность ученики 10 лет, далее - более старшие. Выходим на понимание того, что ответственность растет вместе с возрастом. Здесь же говорю и о юридической ответственности (с 14, с 16 и с 18 лет).
Далее рассуждаем об ответственности в зависимости от занимаемого положения. За сколько человек отвечает мама, за сколько -учитель, за сколько -директор школы, за сколько - президент страны. (Желающих стать президентами становится сразу меньше ;))
Потом мы обсуждаем за что несут ответственность ученики 10 лет, далее - более старшие. Выходим на понимание того, что ответственность растет вместе с возрастом. Здесь же говорю и о юридической ответственности (с 14, с 16 и с 18 лет).
Далее рассуждаем об ответственности в зависимости от занимаемого положения. За сколько человек отвечает мама, за сколько -учитель, за сколько -директор школы, за сколько - президент страны. (Желающих стать президентами становится сразу меньше ;))
Работа над собой.
Я не разрешаю отвечать вслух, чтобы дети могли честно проверить себя.
Часто меня спрашивают про разбитое стекло, созналась бы я или нет.
Выясняю, что для детей это сложно.
Закрепление материала.
Самопроверка.
Предупреждаю детей о предстоящей проверочной работе на следующем уроке.
Физкультминутка к уроку. Игра «Черты сильного
характера».
Злобность
Независимость
Лживость
Ответственность
Пунктуальность
Малодушие
Упорство
Вспыльчивость
Лень
Честность
Комментариев нет:
Отправить комментарий