Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль светская этика)
для 4 класса начального общего образования (базовый уровень)
Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа по Основам религиозной культуры и светской этике (далее ОРКСЭ), модуль «Основы светской этики» для IV класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОРКСЭ, разработана авторским коллективом под руководством А.Я.Данилюка. (Москва "Просвещение", 2011г.)
Программа в IV классе направлена на знакомствошкольников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственныеценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика предмета.
Курс ОРКСЭ (модуль«Основы светской этики») является культурологическим.
Цель учебногокурса:
• формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
• развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса –«Культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» -являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса;
• актуализация вопроса совершенствования личности на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями, расширение образовательного кругозора, формирование начальных представлений о светской этике;
• воспитание порядочного, честного, достойного гражданина;
Основной принцип курса:
Общность в многообразии, многоединство, политкультурность,- отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на:
· Общей исторической судьбе народов России
· Едином пространстве современной общественной жизни (система межличностных отношений, вековой диалог культур, общность социально – политического пространства)
Место курса вучебном плане.
Учебный курс ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и изучается в 4 классе.
Основные задачи учебного курса:
· Знакомство обучающихся с основами светскойэтики;
· Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачиучебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза,сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать и аргументировать свое мнение;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать свое собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
- знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике и ее роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
- тесты,
-составление словарей терминов и понятий,
- контрольно- измерительные материалы,
- защита проектов.
- знание и принятие ценностей;
- понимание светской морали для выстраивания конструктивных отношений;
- осознание и принятие нравственности и духовности в жизни.
Основное содержание курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).
Основное содержание курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).
Содержание модуля «Основы светской этики» организовано в рамках трех тематических разделов + практические занятия по итогам курса:
1. Россия – наша Родина. Обобщает основные символы государственности. Рассматривает духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
2. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,принципы морали. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
4. Итоговая презентация (практическая работа).
Тематический план курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).
Тематический план курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»).
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Россия – наша Родина.
|
1
|
2
|
Культура и мораль.
|
28
|
3
|
Любовь и уважение к Отечеству
|
1
|
4
|
Итоговая презентация (практика)
|
4
|
№
|
Тема урока
|
№ урока по порядку
|
Кол-во часов
|
Основное содержание практической деятельности
|
Оборудование
|
Дата
|
1
|
Россия – наша Родина
|
1
|
1
|
Знакомство с общественными нормами нравственности и морали
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
сентябрь
|
2
|
Что такое светская этика
|
2
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
сентябрь
| |
3
|
Культура и мораль
|
3
|
1
|
Знакомство с историей представления человечества о морали и нравственности.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
сентябрь
|
4
|
Особенности морали
|
4
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
сентябрь
| |
5
|
Добро и зло
|
5-6
|
2
|
Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
октябрь, октябрь
|
6
|
Добродетель и порок
|
7-8
|
2
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
октябрь, октябрь
| |
7
|
Свобода и моральный выбор человека
|
9
|
1
|
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
ноябрь
|
8
|
Свобода и ответственность
|
10
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
ноябрь
| |
9
|
Моральный долг
|
11
|
1
|
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных (в том числе религиозных) традициях.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
ноябрь
|
10
|
Справедливость
|
12
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
декабрь
| |
11
|
Альтруизм и эгоизм
|
13
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
декабрь
| |
12
|
Дружба
|
14
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
декабрь
| |
13
|
Что значит быть моральным
|
15
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
декабрь
| |
14
|
Толерантность
|
16
|
1
|
Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
январь
|
15
|
Любовь и уважение к близким людям
|
17
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
январь
| |
16
|
Род и семья исток нравственных отношений
|
18
|
1
|
Сравнение явлений светской культуры, искусства и различных религиозных традиций.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
январь
|
17
|
Нравственный поступок
|
19
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
январь
| |
18
|
Золотое правило нравственности
|
20
|
1
|
Изложение собственного мнения по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
февраль
|
19
|
Стыд, вина, извинение
|
21
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
февраль
| |
20
|
Честь и достоинство
|
22
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
февраль
| |
21
|
Совесть
|
23
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
март
| |
22
|
Нравственные идеалы
|
24-25
|
2
|
Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
март, март
|
23
|
Образцы нравственности в культуре Отечества
|
26
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
март
| |
24
|
Этикет
|
27
|
1
|
Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоозрений и культурных традиций.
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
март
|
25
|
Семейные праздники
|
28
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
апрель
| |
26
|
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
|
29
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
апрель
| |
27
|
Любовь и уважение к Отечеству
|
30
|
1
|
Медиаресурсы, УМК, рабочая тетрадь
|
апрель
| |
28
|
Как сделать презентацию. Требования к презентации
|
31
|
1
|
Обучение оформления информации в программе "PowerPoint". Поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участие в диспутах: слушание собеседника и изложение собственного мнения. Подготовка сообщений на выбранные темы.
|
Медиаресурсы
|
май
|
29
|
Представление презентаций
|
32-33-34
|
3
|
Медиаресурсы
|
май
|
Учебно-методическийкомплект:
1. Программы «Основы религиозных культур и светскойэтики». А.Я.Данилюк. Москва «Просвещение», 2011.
2. Учебник Основы духовно- нравственной культурынародов России. «Основы светской этики». 4-5 класс. 2 издание. Москва«Просвещение», 2012. А.Я. Данилюк
3. Книга для учителя. «Основы религиозных культур исветской этики». Под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. Москва «Просвещение»,2011.
4. Медиа- материалы к курсу «Основы религиозныхкультур и светской этики»..
Материально – техническое обеспечение курса:
· Оборудование:
- ученические рабочие места по количеству учащихся,
- учительский стол,
- шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр.
· Технические средства:
- компьютер (программы «3-Т журнал», «1-Собразование», «Microsoft office», проигрыватель - аудио и видео, устройство для воспроизведения CD), проектор, экран или интерактивная доска
- вспомогательное оборудование и устройства: принтер, сканер, фото и видео техника и т.п.
· Экранно – звуковые пособия:
- электронное пособие к модулю «Основы светской этики»,
- дополнительные мультимедиа ресурсы, интернет – ресурсы, аудиозаписи, фильмы, мультимедийные презентации.
· Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): (если нет интерактивных)
- УМК к модулю «Основы светской этики»,
- нормативные документы, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ светской этики
- научно – популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курсов
- специальные дополнительные пособия дляучителя
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений
- энциклопедическая и справочная литература
· Печатные пособия: в том числе картографические издания и иллюстративные материалы (если нет интерактивных)
Критерии оценки:
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1. Устный ответ
2. Блиц – ответы
3. Письменные задания
4. Творческие работы (рисунки,постановки)
5. Ведение тетради
6. Работа над творческим проектам (по итогам года)
Устный ответ:
Оценка
|
Характеристика ответа
|
5
|
|
4
|
|
3
|
|
2
|
|
Раскрытию общей картины усвоения учащимися какого-либо учебного материала в значительной мере способствует фронтальный опрос, мобилизующий всех детей. Их отдельные высказывания, как бы дополняя друг друга, в своей совокупности дают развернутую картину вопроса. Нов то же время проследить, как понял, почувствовал тему каждый из учеников,участвовавших в обсуждении, довольно трудно, поскольку ребенок самостоятельно не делает полного разбора.
Если перед проведением фронтального опроса учитель заранее наметит тех учащихся, знания и умения которых он считает необходимым проверить, и несколько раз попросит их высказать свое мнение, то он сможет получить все необходимые ему данные для выставления оценки. Ставить оценку за одно высказывание не следует. Педагог может вывести ее, учитывая правильность, полноту, точность высказываний ученика, соотношение правильных и неправильных ответов, а также его активность и заинтересованность в обсуждении.
Блиц – ответ:
Оценка
|
Характеристика ответа
|
5
|
|
4
|
|
3
|
|
2
|
|
Письменные задания: оценивается
Оценка
|
Характеристика ответа
|
| |
| |
| |
2
|
|
Творческие работы (рисунки, постановки): сюжет, идея, качество исполнения работы
Оценка
|
Характеристика ответа
|
5
|
|
4
|
|
3
|
|
2
|
|
Ведение тетради
Требования к ведению тетради для учащихся 4 классов.
В тетрадь записываются:
1. Темы уроков.
2. Понятия
3. Схемы,таблицы, основная информация.
5. Сложнозапоминающиеся фамилии, названия, даты
6. Правила этики.
7. Сообщения,выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)
8. Письменные домашние задания.
9. В концететради ведется «личная тестовая страничка» - работа над собой.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, (в связи с записываемыми темами).
Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.
Тетрадь проверяется учителем один раз в долю триместра.
Оценка выставляется за:
1. ведение тетради
- эстетическое оформление;
- наличие всех тем;
- аккуратность.
2. выполненное домашнее задание.
3. самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), рисунки.
Работа над творческим проектам (по итогам года):
· активность участия во всех этапах проекта
· полученный результат
· представление проекта
Стоит отметить, что решение вопроса "зачетная или оценочная система" остается за ОУ.
ОтветитьУдалитьМы уже наэкспериментировались с зачетной системой. ПРоблема безоценочного преподавания вылезла там, где не ждали - при аттестации. Теперь в лицее все предметы оцениваются.
Это и явилось причиной того, что в рабочей программе полностью расписан блок "оценивание".