среда, 22 апреля 2015 г.

Живопись Возрождения

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259-1344), Симоне Мартини (1284-1344) и (в первую очередь) Джотто (1267-1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс (1300-е годы - "Треченто ").

Джотто ди Бондоне  (ок. 1267-1337) - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Поцелуй Иуды. Падуя, капелла дель Арена, южная стена

Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295-1300 гг.
ц. Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция


Раннее Возрождение (1400-е годы - "Кватроченто").

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ученый и архитектор.
Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках  была открыта прямая перспектива.
Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.
_________

Другим важным шагом на пути к Возрождению стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку - художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода - Мазаччо (1401-1428), Мазолино (1383-1440), Беноццо Гоццоли (1420-1497), Пьеро Делла Франческо (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506), Джованни Беллини (1430-1516), Антонелло да Мессина (1430-1479), Доменико Гирландайо (1449-1494), Сандро Боттичелли (1447-1515).

Мазаччо (1401-1428) - знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.
Фреска. Чудо со статиром.
Фреска. Петр исцеляет больного своей тенью.

Картина. Распятие.
Пьеро Делла Франческо (1420-1492). Произведения мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая гамма.
Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца. Галерея Уффици, Флоренция.
Фреска. История царицы Савской. Церковь Сан Франческо в Ареццо
Алтарь Монтефельтро, пинакотека Брера, Милан. 1472-1474

Сандро Боттичелли (1445-1510) - великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.
Портрет молодой женщины
Весна.
Рождение Венеры.

Высокое Возрождение ("Чинквеченто").
Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века.
Работы Сансовино (1486-1570), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джорджоне (1476-1510), Тициана (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Флоренция) (1452-1519) - итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель.

Leonardo self.jpg
Автопортрет
Дама с горностаем. 1490. Музей Чарторыйских, Краков
Мона Лиза (1503-1505/1506)

Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.

Мадонна Литта. 1490-1491. Эрмитаж.


Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). 1478-1480
Мадонна с гвоздикой. 1478г.
 Тайная Вечеря. Фреска, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками.
Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Витрувианский человек — золотое сечение в изображении человека.
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии, однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:
Парашют, колесцовый замок, велосипед, танк, лёгкие переносные мосты для армии, прожектор, катапульта, робот, двухлинзовый телескоп.
Летательный аппарат

В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти (1483-1520) - великим живописецем, графиком и архитектором, представителем умбрийской школы.

Selfportrait of Raffaelo, Uffizi Florence.jpg
Автопортрет. 1483г.

Фреска Афинская школа. (1510-1511)

Сикстинская мадонна. 1512—1513. Галерея старых мастеров. Дрезден.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475- 1564)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом.

Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.
По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534-1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».
Фреска. Потолок Сикстинской капеллы. 
Сикстинская капелла
God2-Sistine Chapel.png
Сотворение Адама. 1508-1512. Сикстинская капелла.
Michelangelo, Giudizio Universale 02.jpg
Фреска. Страшный суд. 1537-1541. Сикстинская капелла.
Сикстинская капелла 3D.


Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне) (1476/147-1510) - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи.

Спящая Венера. 1510




Юдифь. 1504г
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Vecellio di Gregorio Tiziano - autoritratto.jpg
Автопортрет. 1567г
Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е
Венера Урбинская. 1538
Женщина перед зеркалом. 1515г.
Портрет Томмазо Мости. 1520г.


Позднее Возрождение.
После разграбления Рима имперскими войсками в 1527 году итальянское Возрождение вступает в период кризиса. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма.
Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Первые мастера маньеризма Пармиджанино, Понтормо, Бронзино - жили и работали при дворе герцогов дома Медичи во Флоренции. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами.

Джироламо Франческо Мария Маццола (Пармиджанино- «житель Пармы») (1503-1540,) итальянский художник и гравёр, представитель маньеризма.

Parmigianino Selfportrait 1540.jpg
Автопортрет. 1540

Портрет женщины. 1530.

Понтормо (1494-1557) - итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.
Снятие с креста. 1525-1528.
Алтарная картина в капелле церкви Санта-Феличита во Флоренции

Святой Иероним. 1525-1530. Музей Земли, Нижняя Саксония, Ганновер

В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры - Тинторетто и Эль Греко).

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (1518 или 1519-1594) - живописец венецианской школы позднего Ренессанса.


Tintosoup.jpg
Тайная вечеря. 1592-1594. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.
Похищение Елены. ок. 1578

Эль Греко («Грек»Доменикос Теотокопулос) (1541—1614) - испанский художник. По происхождению - грек, уроженец острова Крит.
Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти.
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Христос на кресте. Ок. 1577. Частное собрание.
Троица. 1579 Прадо.

Спаситель мира. Ок. 1600. Национальная галерея Шотландии, Великобритания.

Кающаяся Мария Магдалина. Ок. 1589. Музей Изящных искусств, Будапешт.


Оглавление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий