У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство - это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.
Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Это форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов.
Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ - это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия, и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека.
Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».
Это совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника.
Символы и знаки. С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.
Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, - фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее - в языке искусств.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
Работа с раздаточным материалом (в конце поста). Симолизм цвета в искусстве иконописи. "Расшифровать" икону по ее цветовым характеристикам.
• Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.
• К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?
• Какие из этих произведений созданы современными авторами?
• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?
• Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.
• Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?
Раздаточный материал:
Свое высшее развитие символика цвета получила в православной иконописи и мозаиках Восточной Церкви.
Белый - символ невинности души, чистоты и святости; этот цвет одежд ангелов и преображенного и воскресшего Христа. Как и в иконописи, в ювелирных изделиях он часто обозначает рай. Например, на многих эмалевых нагрудных крестах белый фон дублирует или заменяет криптограмму МЛРБ (место лобно рай бысть), говоря о восстановлении Спасителем утраченного рая.
Синий - символ тайны, Божественной непостижимости, вечности, истины, откровения, мудрости. Цвет апостольских одежд.
Голубой - цвет неба и одежд Божией Матери как Приснодевы, символизирует духовную чистоту и целомудрие, а так же - доверие и верность в браке.
Зеленый - цвет весны и растительности, поэтому означает победу жизни над смертью и Вечную Жизнь, дарованную Спасителем. Символизирует Христа как Жизнедавца и Крест как Древо Жизни. Несмотря на основной позитивный характер ярко зеленого цвета, бледно зеленый может быть связан с сатаной и смертью.
Красный - цвет Небесного очищающего огня, цвет животворного тепла, и в этом случае - символ жизни. Цвет крови, поэтому является символом жертвы и Пасхи. Цвет одежд святых мучеников.
Пурпурный - символ царской власти, победы. Цвет одежд святых царей и князей. В этом же качестве иногда используется как символ Бога Отца.
Золотой - цвет золота, образ нетварного Божественного света - абсолютной метафоры Бога: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» (1. Иоанна 1.5).
Золото - символ солнца и царского достоинства, соответственно Христа как Солнца Правды и Царя Славы. Также является символом любви, откровенной истины, нетленности.
Желтый - имеет два противоположных значения. Первое, когда он читается как золотистый желтый - тогда он несет всю позитивную символику золотого цвета. Если же это тускло-желтый цвет, то он означает измену, амбиции, скупость. Это цвет Иуды Искариота. Серебряный - несет символику белого и голубого цвета. Является символом чистоты обожженной плоти, а так же символом евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.7: «Слова Господне - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».
Розовый - символизирует детство.
Бирюзовый - молодость.
Сиреневый - печаль.
Коричневый - цвет земли, означает смирение, бедность, отречение от мира. В этом смысле встречается на иконах в одеяниях святых и Божией Матери, а так же в одеждах некоторых западных монашеских орденов.
Черный - цвет князя тьмы. Символизирует скорбь, болезнь, грех, а так же отрицание и отречение от мира (одежда монахов и священников). Однако, в сочетании с белым, символизирует смирение и непорочность. Черный, соединенный с синим, символизирует глубокую тайну, а с зеленым - старость.
Серый - цвет пепла, символизирует скорбь и мертвенность, либо смирение, смерть тела и бессмертие души.
Опишите известные иконы, ориентируясь на использованные художником цвета.
Оглавление.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.
Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Это форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов.
Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ - это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия, и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека.
Образ Дона Кихота
Образ Геракла
А.Венецианов. Крестьянка с молоком |
А.Венецианов. Крестьянка с косой и граблями |
Крестьянка за вышивкой |
Образ крестьянки
Стиль (от греч. stylos - буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль - это эпоха», в других искусствах - в живописи, музыке, литературе - «стиль - это человек».
Это совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника.
Собор в Кёльне |
Нотр Дам де Пари |
Собор в Рейме |
Готический стиль архитектуры
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь |
Церковь Сан-Мартин во Фромисте |
Церковь св.Ламберта |
Романский стиль архитектуры
Музыкальный стиль - джаз
Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, громкости — представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.
В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.
Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись - цветом, графика - линией и пятном, скульптура - объемом, музыка - звуком, интонацией, танец - пластикой жестов и движений, литература - словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Вольга и Микула Селянинович. Былина
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.
Язык литературы- былина
Работа с раздаточным материалом (в конце поста). Симолизм цвета в искусстве иконописи. "Расшифровать" икону по ее цветовым характеристикам.
• Рассмотрите изображения на этих страницах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.
• К какому стилю - историческому, национальному, индивидуальному - можно отнести эти произведения искусства?
• Какие из этих произведений созданы современными авторами?
• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?
• Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.
• Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?
Раздаточный материал:
Свое высшее развитие символика цвета получила в православной иконописи и мозаиках Восточной Церкви.
Белый - символ невинности души, чистоты и святости; этот цвет одежд ангелов и преображенного и воскресшего Христа. Как и в иконописи, в ювелирных изделиях он часто обозначает рай. Например, на многих эмалевых нагрудных крестах белый фон дублирует или заменяет криптограмму МЛРБ (место лобно рай бысть), говоря о восстановлении Спасителем утраченного рая.
Синий - символ тайны, Божественной непостижимости, вечности, истины, откровения, мудрости. Цвет апостольских одежд.
Голубой - цвет неба и одежд Божией Матери как Приснодевы, символизирует духовную чистоту и целомудрие, а так же - доверие и верность в браке.
Зеленый - цвет весны и растительности, поэтому означает победу жизни над смертью и Вечную Жизнь, дарованную Спасителем. Символизирует Христа как Жизнедавца и Крест как Древо Жизни. Несмотря на основной позитивный характер ярко зеленого цвета, бледно зеленый может быть связан с сатаной и смертью.
Красный - цвет Небесного очищающего огня, цвет животворного тепла, и в этом случае - символ жизни. Цвет крови, поэтому является символом жертвы и Пасхи. Цвет одежд святых мучеников.
Пурпурный - символ царской власти, победы. Цвет одежд святых царей и князей. В этом же качестве иногда используется как символ Бога Отца.
Золотой - цвет золота, образ нетварного Божественного света - абсолютной метафоры Бога: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» (1. Иоанна 1.5).
Золото - символ солнца и царского достоинства, соответственно Христа как Солнца Правды и Царя Славы. Также является символом любви, откровенной истины, нетленности.
Желтый - имеет два противоположных значения. Первое, когда он читается как золотистый желтый - тогда он несет всю позитивную символику золотого цвета. Если же это тускло-желтый цвет, то он означает измену, амбиции, скупость. Это цвет Иуды Искариота. Серебряный - несет символику белого и голубого цвета. Является символом чистоты обожженной плоти, а так же символом евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.7: «Слова Господне - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».
Розовый - символизирует детство.
Бирюзовый - молодость.
Сиреневый - печаль.
Коричневый - цвет земли, означает смирение, бедность, отречение от мира. В этом смысле встречается на иконах в одеяниях святых и Божией Матери, а так же в одеждах некоторых западных монашеских орденов.
Черный - цвет князя тьмы. Символизирует скорбь, болезнь, грех, а так же отрицание и отречение от мира (одежда монахов и священников). Однако, в сочетании с белым, символизирует смирение и непорочность. Черный, соединенный с синим, символизирует глубокую тайну, а с зеленым - старость.
Серый - цвет пепла, символизирует скорбь и мертвенность, либо смирение, смерть тела и бессмертие души.
Опишите известные иконы, ориентируясь на использованные художником цвета.
Оглавление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий