пятница, 2 января 2015 г.

Теория и история русского искусства

Автор: Родкина Т. А., редактор: в авторской редакции.

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время интерес к проблематике сложного мира искусства обретает все большую актуальность. Ориентационно-ценностные изменения в современной истории заставляют по-новому относиться к науке о культуре, а в искусстве видеть не только самодостаточное средство познания действительности, но и способ ценностного постижения мира, самосознания культуры.
Одной из тенденций в культурной жизни современного мира становится стремление к постижению истоков своей национальной истории, культуры, образа жизни. В данном контексте необходимым становится введение курса «Теория и история русского искусства», являющегося важной составной частью ансамбля культуроведческих дисциплин в высшей отечественной школе.
Необходимость введения курса «Теория и история русского искусства» обусловлена широкой сферой деятельности будущих специалистов-культурологов. При подготовке специалистов в области культуры необходимо не только познакомить их с теорией и историей русского искусства, но и научить студентов самостоятельно осмысливать произведения искусства, анализируя их и грамотно обосновывая свою точку зрения.
Изучение данного курса органично связано с дисциплиной «История русской культуры», являющейся его базовой основой с точки зрения исторических ориентиров, культурных феноменов, динамики развития русской культуры в целом. «Теория и история русского искусства», представляя собой более частный вариант «Истории культуры России», рассматривает культуру России под углом зрения искусствоведческих знаний: теории художественной культуры, истории изобразительных искусств и архитектуры.
Курс «Теория и история русского искусства» также тесно связан с такими дисциплинами учебного плана как «Культурология», «Теория и история зарубежного искусства», «Семиотика», «Культура повседневности». Взаимопроникновение тем курсов позволяет рассматривать отдельные вопросы более сжато, акцентируя внимание студентов на специфических особенностях, характерных только для данной дисциплины. Таким образом, с одной стороны, экономится время аудиторных занятий, а с другой, учебный материал, дающийся с разных точек зрения, усваивается, несомненно, лучше.
Спецификой построения курса можно назвать принцип частичного повторения предыдущей темы в последующих на более сложном уровне, с учетом практических навыков, полученных на семинарах.
Прежде всего, составитель программы исходил из понимания того, что студенты должны четко представлять себе историю развития русского искусства в целом, понимать стилистические особенности исторических периодов в развитии русского искусства, их взаимосвязь, а также обусловленность их историко-культурными процессами в жизни русского народа.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и направлена на интенсивное изучение студентами курса «Теория и история русского искусства».
Курс имеет большое значение в подготовке будущих специалистов культурологов. С одной стороны, студенты повышают свой общий культурно-эстетический уровень, знакомятся с лучшими образцами отечественного искусства, а с другой, понимают роль и место искусства в системе культуры в целом, и его значение для становления и развития современной цивилизации.
Предметом изучения курса является изучение сущности, классификации, функций искусства как эстетической категории, его место в жизни каждого культурного человека и особенностей творческого процесса создания произведений искусств.
Являясь частью жизни, искусство также многогранно, как и сама человеческая жизнь и существует как система отдельных его видов: по наиболее распространенной классификации – пространственные, временные и пространственно- временные искусства.
Дисциплина «Теория и история русского искусства» посвящена изучению так называемых пространственных искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Искусство слова, музыка и зрелищные, театральные виды искусства изучаются в рамках таких учебных дисциплин, как: «Теория и история литературы», «Теория и история музыкальной культуры», «Теория и история театра», которые также включены в учебный план специальности «Культурология».

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи курса
Цель курса состоит в формировании у студентов систематических знаний по истории отечественного искусства от Древней Руси до конца XIX века, в создании представлений об его идейно-стилистических направлениях на каждом этапе развития русской культуры. В процессе обучения студенты знакомятся со стилями, тенденциями, видами, жанрами русского изобразительного искусства и архитектуры. В курсе даются сведения о творчестве художников, архитекторов, наиболее ярко представляющих характерные черты того или иного стиля, анализируются их самые значительные работы.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
–     раскрыть наиболее важные культурологические закономерности истории русского искусства с конца X до конца XIX века;
–     выявить специфику этапов становления и развития отечественного искусства, эволюции художественных стилей во взаимосвязи с культурно – историческим контекстом;
–     рассмотреть характерные национальные особенности развития изобразительных видов искусства и архитектуры;
–     познакомить студентов с творчеством наиболее значительных представителей русского искусства – архитекторов, художников, скульпторов;
–      научить грамотно, в соответствии с поставленной задачей, анализировать художественное произведение, и аргументировано оппонировать в дискуссиях на искусствоведческие темы, используя понятийный аппарат в области теории и истории русского искусства.

1.2. Объем и сроки изучения курса
Объем курса – 187 часов (из них: 32 часа – лекции, 16 часов – семинарские занятия).
Курс «Теория и история русского искусства» изучается в течение четвертого семестра.

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса
Основные виды занятий: аудиторные (лекции и семинарские занятия), внеаудиторные (посещение музеев, картинных галерей, театров, филармонии) и самостоятельная работа студентов.

Курс лекций условно можно разделить на два основных раздела:
1. Искусство Древней Руси.
2. Искусство России XVIII и XIX веков.

1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса, в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника
В результате изучения курса студент должен знать:
–     понятийно-терминологический аппарат курса;
–     стилевые направления в отечественном искусстве и их хронологические рамки;
–     периодизацию и особенности древнерусской эстетики;
–     принципы художественных стилей в русском искусстве Нового времени;
–     иерархию жанров русского изобразительного искусства и архитектуры Нового времени;
–     историографию русского искусства.

1.5. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса
Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение самостоятельной работы (углубленное изучение отдельных разделов курса, индивидуальные домашние задания, выполнение контрольных работ).

1.6. Техническое и программное обеспечение дисциплины
Курс «Теория и история русского искусства» предполагает использование аудиовизуальных и компьютерных средств обучения и соответствующих систематизированных фондов видеозаписей, медиаэнциклопедий, диапозитивов, предлагаемых медиатекой ВГУЭС.

1.7. Виды контроля знаний студентов и их отчетности
Промежуточные формы контроля: аттестации; итоговая форма – экзамен, курсовая работа.
Обязательным условием допуска студентов к экзамену является работа на семинарских занятиях, выполнение самостоятельных заданий и представление контрольных работ

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Перечень тем лекционных занятий
Введение. Русское искусство как общечеловеческая ценность
Цель и задачи курса. Предмет курса и методология его построения.
Актуальность предмета для специалистов-культурологов.
Своеобразие русского искусства. Типы русской художественной культуры, сложившиеся в результате взаимодействия искусства и религии (Л. А. Рапацкая).

Историческая периодизация русского искусства.
Тема 1. Христианские основы древнерусского искусства
Значение крещения Руси для русского искусства (Д.С. Лихачёв).
Причины и следствия принятия Древней Русью христианства. Роль эстетического фактора в “выборе веры”. Самобытность русского православия.
Характерные черты древнерусского искусства. Периодизация древнерусской эстетики и её особенности.
Православный храм как модель христианского мироздания. Синтез разных способов художественного освоения действительности в храме. Особенности русских средневековых храмов.
Символ – как вечный и неизменный спутника храмового образа. Универсалии человеческого сознания в топографическом плане христианского храма. Символический характер восприятия пространства в христианстве. Сакрально-иерархическое расположение частей христианского храма в соответствии с историческим пониманием времени.
Крестово-купольная система.

Тема 2. Крещение Руси и стиль монументального историзма: X – XI века
Каменное монументальное зодчество Древней Руси. Гносеологический аспект при строительстве и принятии нового облика храма в языческой среде. Христианский храм – как модель нового мировоззрения. Генезис христианского храма (осмысление ветхозаветных и античных традиций). Соединение базилики с куполом в Софии Константинопольской – “новая модель мироздания”. Топографическое предвосхищение основных частей христианских храмов в киевском капище.
Основные памятники Киевской Руси. Стиль русской архитектуры X – XI веков. Становление русской архитектурной школы.
Христианский храм как синтез искусств. Формирование первых школ искусств при строительстве киевских храмов. Монументальный стиль живописи XI века.
Иконопись как ритуальное искусство Средневековья. Функциональность иконы. Иконография – традиционные иконописные каноны. Рисунок, пространство, свет и цвет в иконописи. Оригинальные художественные композиции в русской иконописи XII века. Иконописец XI – XII веков Алимпий – основатель русской художественной школы (Киево-Печёрский патерик).
Фреска и мозаика как виды монументальной живописи. Соответствие мозаичного и фрескового цикла росписей православного храма (на примере интерьера Киевской Софии) иерархической системе христианского мироздания.
Скульптурные рельефы христианских храмов. Начало русской скульптуры в мифологических и исторических рельефах начала XI века. Черты скульптуры романского стиля.

Тема 3. Трансформация монументального историзма в период феодальной раздробленности: XII – начало XIII века
Дробление раннего единства художественной культуры Киевской Руси. Развитие местных стилей в зодчестве, изобразительном и прикладном искусстве.
Архитектура как средство возвеличивания удельных княжеств. Придворно-княжеский жанр храмовой архитектуры, его функциональность и черты. Два типа памятников придворно-княжеского жанра. Сложение местных архитектурных школ (Владимиро-Суздальское княжество, Новгород).
Дифференциация единого живописного стиля на два направления : “грекофильствующее” и собственно русское (Г. К. Вагнер). Формирование новгородской живописной школы.
Расцвет декоративно – прикладного искусства. Языческие элементы в церковном искусстве. Скульптурная резьба в архитектуре Владимиро – Суздальского княжества.

Тема 4. Русский Проторенессанс: новгородское искусство (вторая половина XIII – XIV века)
Последствия монголо-татарского нашествия для древнерусской культуры.
Стремление к “классичным” кубическим объёмам в архитектуре, утверждение в архитектурной школе Новгорода типа кубического одноглавого храма с подвышением сводов за счёт ступенчатых подкупольных арок.
Местные особенности в иконописном искусстве. Иконостас как явление древнерусского искусства.
Расцвет новгородской монументальной живописи.
Феофан Грек. Формирование взглядов художника под воздействием сложной духовной среды Византии XIV века. Направления в византийской живописи XIV века. Феофан Грек в Новгороде. Росписи собора Спаса Преображения. Историческое место Феофана Грека в средневековом искусстве.
Памятники пластического искусства XIV века. Сдвиг в древнерусской скульптуре в последней четверти XIV столетия. Появление произведений статуарного характера (статуя Николы Можайского) в западных областях Руси, более близких к ренессансной Европе.

Тема 5. Вторая ступень Русского Предвозрождения: искусство Москвы (XV век)
Формирование централизованного русского государства под главенством Москвы. “Святая Русь” – Единственная наследница христианства. Духовные идеалы и символы эпохи.
Периодизация русского Средневековья.
Раннемосковская архитектура первой половины XV века. Закрепление придворно-княжеского жанра храмов в московском строительстве.
Сохранившиеся памятники раннемосковского зодчества. Стиль раннемосковских храмов. Оригинальность архитектурного замысла Спасского собора Спас – Андроникова монастыря.
Сложение общерусского зодчества в конце XV – начале XVI века на базе раннемосковской архитектуры.
Скульптурная резьба в декоре раннемосковских памятников (южнославянское влияние и собственные черты).
Ориентация на человека, на его мировоззрение и мирочувствование – главнейшая черта в архитектурно-пространственном построении храмов московского государства эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва.

Тема 6. Московская школа иконописи (конец XIV – начало XVI века)
Художественные течения московской живописи XIV века. Победа на Куликовом поле и начало объединения русских земель в конце XIII века – залог расцвета русского искусства и литературы.
Феофан Грек в Москве. Миниатюры и иконы. Благовещенский собор Московского Кремля (деисусный чин).
Творчество Андрея Рублёва. Праздничный ряд иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Деисусный чин Успенского собора во Владимире. Звенигородский чин. Вершина мастерства художника – “Троица”. Содержание и смысл “Троицы”, символика и композиция. Поздний период творчества великого иконописца. Ученики и последователи Рублёва.
Замедление развития московской живописи во второе тридцатилетие XV века.
Княжение Ивана III - новый этап в истории московского искусства. Перестройка соборов Московского Кремля и рост спроса на иконы. Духовная атмосфера периода усилившейся государственной централизации.
Дифференциация художественных течений московской живописи последней трети XV века. Переработка старых иконографических канонов в связи с нарастанием празднично – репрезентативного начала в иконах.
Творчество Дионисия. Характеристика стиля. Дионисий – последователь и антагонист Рублёва (В.Н. Лазарев).
Распространение житийных икон в московском искусстве последней трети XV века – как усиление дидактического начала в годы борьбы с иконоборческими взглядами. Житийные иконы Дионисия.
Иконописный стиль конца XV – начала XVI веков.

Тема 7. Модификация Русского Предвозрождения: XVI век
Завершение в XVI веке процесса объединения русских земель вокруг Москвы в рамках феодального централизованного Российского государства.
Модификация Предвозрождения в русской архитектуре второй половины XV – начале XVI века. Возрождение монументальных форм государственно-митрополичьего жанра в культовой архитектуре централизующегося Русского государства. Главные соборы Московского Кремля, возведённые итальянскими зодчими.
Предопределённость Ренессанса в русском искусстве XVI века (Д.С. Лихачёв).
Модификация ренессансных тенденций в архитектуре XVI века. Формирование общерусского зодчества на базе раннемосковской архитектуры XIV – XV веков.
Шатровая архитектура XVI века. Церковь Вознесения в Коломенском и храм Иоанна Предтечи в Дьякове – важные вехи на пути строительства важнейшего памятника эпохи – собора Василия Блаженного.
Художественно – декоративная впечатляемость внешнего облика шатровых храмов как результат посвящения их важнейшим государственным событиям. Закрепление в русской культовой архитектуре тенденции к организации единого внутреннего пространства. Внимание архитекторов и художников к внутреннему и внешнему убранству храма в связи с новой семантикой культового сооружения (храм – “дом божий на земле”). Уникальность шатровых храмов XVI столетия. Схематичность облика шатровых храмов последних десятилетий XVI столетия – как следствие хозяйственного кризиса и опричнины.
Существование местных архитектурных школ на протяжении XVI века.
Усиление символического и дидактического начала в живописи XVI века. Развитие чувства историзма в иконописи XVI века. (Портретные изображение русских князей, царей и духовных лиц в храмовых росписях и иконах, индивидуализация их образов).
Стремление церковной и государственной власти к унификации правил и канонов иконописания.
Изменения в системе храмовой росписи как результат дидактических тенденций и новых сюжетов в древнерусской живописи. Реалистические тенденции иконописи XVI века, зачатки светской живописи (икона – картина “Церковь воинствующая”).
Местные школы иконописи XVI века.
Прикладной характер русской скульптуры крупных форм (рельефы на царских тронах, надгробные “статуи”, резные иконы). Динамичность и трёхмерность скульптурных композиций в связи с функциональным назначением скульптуры. Крупномасштабность – общая черта древнерусской скульптуры XVI века. Развитие чувства статуарности в скульптуре XVI века.

Тема 8. Русское искусство XVII века: Ренессанс или Барокко
XVII век – переходный век в истории русской культуры. Реформа русской православной церкви. Старообрядческое движение.
Тенденция к обмирщению культуры – главное содержание культурно – исторического процесса эпохи.
Стилистическая проблематика русской архитектуры XVII века.
Концепция “московского барокко” в истории русской архитектуры XVII века. Дискретность как эстетический принцип художественного языка архитектуры “московского барокко”. «Нарышкинское барокко». Ренессансные функции архитектуры “московского барокко”.
Усвоение стиля Барокко в русской архитектуре конца XVII века. Эстетика Барокко в постройках братьев Голицыных.
Пути развития русской живописи в XVII веке. Разветвление жанров древнерусской живописи на разные направления. Развитие принципа панорамности в древнерусской живописи.
Переоценка ценностей в эстетике древнерусской живописи. Художник Симон Ушаков и протопоп Аввакум: два взгляда на искусство – два противоположных мироощущения.
Развитие портретной живописи в творчестве Симона Ушакова.
Новые тенденции русского искусства XVII века в скульптуре. Традиционная деревянная скульптура: “Пермские боги”. Каменная статуарная скульптура конца XVII века

Тема 9. Художественные стили в русском искусстве XVIII века
Сдвиг от Средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни как результат реформ Петра I. Дальнейшее развитие процесса секуляризации культуры. Век Просвещения в России. Европеизация русского искусства.
Оценка русского искусства в отечественном искусствознании.
Петровское барокко в архитектуре Петербурга начала XVIII века. Стиль Барокко в русском искусстве. Решающие условия для формирования Петровского стиля. Черты голландской архитектуры в строительстве Петербурга. Заслуги зарубежных архитекторов, работавших в петровскую эпоху – Д. Трезини, Ж. Б. Леблона, И. Браунштейна, Н. Микетти, А. Шлютера.
Внимание государства к развитию изобразительного искусства и архитектуры в первой половине XVIII века. Роль Канцелярии от строений в формировании русской школы архитекторов и художников.
Летний сад – пример одного из первых регулярных парков России и его создатели (И. Матвеев, Ж. Б. А. Леблон, М. Земцов). Скульптуры летнего сада (произведения П. Баратта, Д. Боннацца, О. Маринали и др.).
Елизаветинское рококо в русском искусстве середины XVIII века. Франко – итальянское влияние на моды, манеры, вкусы русского двора. Эклектизм елизаветинского стиля.
Возросшее значение самостоятельности творчества русских архитекторов, бывших учеников иностранцев: М.Г. Земцова, И.К. Коробова, П.М. Еропкина.
Ф.Б. Растрелли (сын)- подлинный создатель стиля барокко в русской архитектуре. Перестройка Петергофа и Екатерининского дворца.
“Растреллиевский” стиль в русской архитектуре елизаветинской поры.
Классицистические тенденции академической живописи середины XVIII века. Роль академии художеств в создании русской художественной школы живописи.
Екатерининский классицизм – художественный стиль второй половины XVIII века. Почитание эстетических принципов античного и классического искусства в Западной Европе и их “импортирование” Екатериной II в Россию. Художники французского неоклассицизма в России.
Формирование русской национальной художественной школы.
Исторический жанр в творчестве А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмова как наиболее полное претворение принципов классицизма.
Расцвет русского портретного искусства в творчестве Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого. Русский пейзажист – Ф.Я. Алексеев. Крестьянский жанр в творчестве И.А. Ерменёва: предвосхищение искусства передвижников.
Стиль классицизма в русской скульптуре (М. Козловский, Ф. Гордеев, Ф. Шубин).
Архитектура русского классицизма и его особенности. Связь с традициями русского средневекового зодчества в постройках В.И. Баженова и И.Е. Старова. М.Ф. Казаков – представитель московской школы зодчества.

Тема 10. Классицизм в русском искусстве первой половины XIX века (архитектура и живопись)
Взлёт русской духовной культуры в XIX веке. Окончательное формирование русского литературного языка и национальной культуры.
Этапы формирования русской национальной культуры. Классическое значение российской художественной культуры XIX века.
Дворянский и разночинский периоды русской культуры. Этапы в развитии русского искусства первой половины XIX века как следствие смены художественных стилей: от классицизма через романтизм к реализму.
Социальные и нравственные проблемы русского искусства XIX века.
Высокий классицизм (русский ампир) - главенствующий стиль русского изобразительного искусства первой половины XIX века. Своеобразие русского ампира в архитектуре начала XIX века.
Классицизм петербургской архитектуры начала XIX века. Архитекторы русского классицизма (Т. Де Томон, А. Воронихин, А. Захаров) и их творческие достижения. Архитектурные ансамбли К. Росси в Петербурге.
Связь московского архитектурного классицизма с исконно русскими традициями. Храм Христа Спасителя как пример этих связей. Московские архитекторы – О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев.
Истоки древнерусского зодчества в классицизме русской провинции XIX века.

Тема 11. Русское изобразительное искусство первой половины XIX века
Патриотический подъём в России первых десятилетий XIX века, вызванный Отечественной войной 1812 года. Созвучие идей классицизма общественным настроениям в русском обществе начала XIX века. Расцвет классицизма в историческом жанре творчества художников и скульпторов академистов (А. Егорова, В Шебуева, А Иванова, В Демут - Малиновского, Мартоса).
Русская художественная школа. Академия художеств.
Официальное переосмысление возвышенных гражданских идей классицизма в духе знаменитой уваровской триады – православия, самодержавия и народности. Академизация классицистских форм в изобразительном искусстве второй четверти XIX века.
Веяния сентиментализма в изобразительном искусстве начала XIX века. А. Венецианов - один из основоположников бытового жанра.
Рождение романтизма в русском искусстве и своеобразное преломление его в живописи и скульптуре.
Сочетание идеальных форм классицизма и нововведений романтизма в творчестве К. Брюллова.
Портретный жанр О. Кипренского как наиболее яркое выражение романтических черт в русской живописи первой половины XIX века.
Жанровый элемент в портретной живописи В. Тропинина.
Романтизм в русском пейзаже. Открытие пленэрной живописи в творчестве С.Ф. Щедрина.
Зарождение реализма в русском изобразительном искусстве 30 –40х годов XIX века.
“Гоголь русской живописи” – П. Федотов – родоначальник реалистического направления в русской живописи. Социально – обличительные тенденции в бытовом жанре творчества П. Федотова – предвосхищение искусства художников – передвижников.

Тема 12. Реализм – ведущий художественный метод в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века
Социально – политические и культурные преобразования в жизни России середины XIX века. Факторы, определившие прогресс историко-культурного процесса второй половины XIX века.
Реализм как основной метод в художественной культуре.
Специфика развития изобразительных искусств во второй половине XIX века: ведущая роль живописи, прежде всего бытового жанра; связь изобразительного с демократическими идеями современности.
Академия художеств – официальный художественный центр страны.. Историческая живопись позднего академизма (творчество Г.И. Семирадского). Бытовой жанр академической школы (творчество К.А. Трутовского).
“Бунт 14-ти”. Антиакадемический характер деятельности “Петербургской артели” и, позднее, Товарищества передвижных выставок Пропаганда реалистического искусства – одна из главных задач Товарищества. Идейные наставники передвижников – И. Н. Крамской и В. В. Стасов.
Новое понимание исторической живописи художниками – реалистами: история – драма переживаний. Творчество Н.Н. Ге, И.Е. Репина, И.В. Сурикова – принципиально иное развитие исторической темы.
Эпическая трактовка исторической темы в работах В.М. Васнецова.
Художники о России (жанровая живопись). Обличение русской действительности в бытовом жанре.
Новые художественные принципы в творчестве В.Г. Перова и их дальнейшие развитие живописцами – передвижниками: К.Е. и В.Е. Маковскими, В.И. Якоби, Н.А. Якоби, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репиным.
Проза войны в полотнах В.В. Верещагина.
Жанр пейзажа в творчестве художников-передвижников – А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского.


2.2. Перечень тем практических занятий
Тема 1. Языческая символика искусства дохристианской Руси
План семинара
1.    Роль и функция искусства как отражение картины мира.
2.    Смысловой аспект традиционной деревянной резьбы.
3.    Семантика изображений и орнамента русской народной вышивки.

Занятие 2. Роль крещения Руси в развитии русского искусства
План семинара
1.    Становление христианства на Руси.
2.    Христианский храм – сакральный центр Вселенной, подобие христианского мироустройства.
3.    Храмовое действо как синтез искусств.
4.    Искусствоведческий анализ произведения культовой архитектуры Древней Руси (по выбору).

Занятие 3. Каноны, формы и образы древнерусской иконописи
План семинара
1. Образы и сюжеты древнерусской живописи.
2. Иконография древнерусской живописи.
3. Искусствоведческий анализ произведения древнерусской живописи (по выбору).

Занятия 4 – 5. Русское искусство XVIII века
План семинара
1.    Знаменитые зодчие XVIII века и их творения.
2.    Жанровая панорама изобразительного искусства XVIII века.
3.    Направления и жанры русской скульптуры XVIII века.
4.    Развитие гравюры и графики в русском искусстве XVIII века..
5.    Дворцово-парковые ансамбли XVIII века.
6.    Искусствоведческий анализ произведения искусства XVIII века (архитектуры, живописи, скульптуры, графики – по выбору).

Занятие 6. Русское искусство первой половины XIX века
План семинара
1.    Периодизация и особенности русского классицизма в архитектуре первой половины XIX века.
2.    Жанровая панорама изобразительного искусства первой половины XIX века.
3.    Пути развития русской скульптуры первой половины XIX века.
4.    Искусствоведческий анализ произведения искусства первой половины XIX века (архитектуры, живописи, скульптуры – по выбору).

Занятие 7. Русское искусство второй половины XIX века.
План семинара
1.    Стилистика русской архитектуры второй половины XIX века.
2.    Жанровая панорама русской живописи второй половины XIX века.
3.    Пути развития русской скульптуры второй половины XIX века.
4.    Искусствоведческий анализ произведения искусства второй половины XIX века (архитектуры, живописи, скульптуры – по выбору).


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов

Тема 1. Анализ художественного фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»
Письменная самостоятельная работа по просмотру фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». 
Основные задачи:
– определить ценностные ориентации духовной жизни русского народа и роль русского искусства на рубеже XIV – XV веков;
– самостоятельно охарактеризовать художественную манеру и творческую личность двух величайших художников времени - Андрея Рублева и Феофана Грека;
–     перечислить творческое наследие А. Рублева и Ф. Грека;
–     перечислить памятники древнерусской архитектуры, показанные в фильме;
–     определить роль и место русских иконописцев в истории древнерусского искусства;
–     сформулировать свое личное отношение к живописи А. Рублева и Ф. Грека;
–     сформулировать свое отношение к фильму А. Тарковского «Андрей Рублев».

Тема 2. Искусствоведческий анализ художественного произведения по выбору
Работа реферативного плана. Произвести полный искусствоведческий анализ самостоятельно выбранного произведения русского искусства XVIII – XIX веков по следующему плану:
1.    Назвать произведение и художника (скульптора, архитектора).
2.    Охарактеризовать эпоху, в которую оно было создано.
3.    Определить стиль эпохи, вид искусства и жанр, в котором оно создано.
4.    Сформулировать художественный образ восприятия, возникший в результате просмотра и сопоставить его с образом – реализацией, описание которого дается в литературных источниках или самим художником. Сопоставить результаты и сделать выводы.
5.    Обосновать вывод, опираясь на полученные знания об индивидуальном стиле художника и стиле эпохи.

3.2. Список произведений искусства, предлагаемых для искусствоведческого анализа
1.    Собор Святой Софии в Киеве .
2.    Собор Святой Софии в Новгороде.
3.    Церковь Покрова на Нерли.
4.    Андрей Рублев. «Троица».
5.    Спас – Андроников монастырь. Спасский собор.
6.    Собор Василия Блаженного, Москва.
7.    «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя»).
8.    Д. Трезини. Собор Петра и Павла, Петербург..
9.    И.Я. Вишняков. Портрет Сарры Фермор.
10.   Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник»), Петербург.
11.   А.П. Лосенко. «Владимир и Рогнеда».
12.   В.Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной.
13.   Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II – законодательницы в храме правосудия.
14.   М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову, Петербург.
15.   М.И. Козловский. «Самсон, разрывающий пасть льва», Петергоф.
16.   Ф.Я. Алексеев. «Вид Дворцовой площади от Петропавловской крепости».
17.   Тома де Томон. Здание Биржи, Петербург.
18.   А.Н. Воронихин. Казанский собор, Петербург.
19.   О.Монферран. Исаакиевский собор, Петербург.
20.   И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому, Москва.
21.   К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи».
22.   А.А. Иванов. «Явление Христа народу».
23.   И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге».
24.   И.Е. Репин. «Не ждали».
25.   В.Д. Поленов. «Московский дворик».
26.   В.И. Суриков. «Боярыня Морозова».
27.   В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни».
28.   А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
29.   Н.Н. Ге. «Тайная вечеря».
30.   Н.Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея».
31.   П.А. Федотов. «Сватовство майора».
32.   И.И. Шишкин. «Рожь».

3.3. Обзор рекомендованной литературы
Базовым учебником по дисциплине «Теория и история русского искусства» является учебник Ильиной Т. В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000. – 407 с., посвященный истории русского изобразительного искусства и архитектуры. Картина развития русского искусства последовательно прослеживается как на характеристиках его основных этапов, так и на примере творчества отдельных наиболее значительных его представителей: освещаются особенности искусства эпохи в целом, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени. Текст учебника не содержит второстепенных и более узких сведений и позволяет студентам сосредоточить внимание на наиболее важных явлениях в русской художественной культуре, отражающих основные проблемы времени. Кроме того, в учебнике дается искусствоведческий анализ изучаемых произведений искусства, наиболее ярко характеризующих то или иное направление, творчество того или иного мастера, представлены их репродукции и фотографии, что дает возможность создать целостное представление об особенностях развития разных художественных стилей в русском искусстве.

Фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней, является учебное пособие Рапацкой Л. А. Русская художественная культура. – М., 1998. – 608 с. В рамках достаточно ограниченного объема читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания.

В процессе изучения курса «Теория и история русского искусства» важным этапом в постижении и понимании сложного искусства, места и роли его в системе общечеловеческих ценностей становится формирование представлений по теории художественной культуры. Данная проблематика особенно полно раскрыта в учебном пособии Основы теории художественной культуры / Под общ. Ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 228 с. Пособие позволяет студентам ознакомиться с первичными культурологическими и искусствоведческими понятиями, вводит в мир художественного общения, приобщает к ценностям художественной культуры, помогает освоить «специфические» языки искусств. В пособии представлена систематизация видов искусства в соответствии с их морфологическими свойствами. Подробно освещены функции, специфические черты, охарактеризованы жанры и разделы каждого из видов искусства. Кроме того, в пособии приводятся опыты культурологического анализа произведений искусства, принцип которого может служить основным методом при написании студентами курсовых работ по данному курсу.

При анализе любого произведения искусства, выполнении самостоятельных и контрольных работ на любую из заданных тем, студенты прежде всего должны достаточно ясно представлять себе культурно – исторический контекст эпохи, который определяет цели и устремления автора, знать и понимать особенности того или иного художественного стиля, тенденции в искусстве. Для этого студентам необходимо обращаться к словарю Власова В. Г. Стили в искусстве. Т. 1. – СПб., 1998. – 672 с. Книга художника, кандидата искусствоведения Виктора Георгиевича Власова дает толкование более тысячи названий художественных направлений, течений. Стилей, школ, творческих объединений. Статьи носят развернутый характер, содержат этимологические, исторические и географические сведения, объяснения профессиональных терминов, высказывания художников, мнения историков искусства, критиков и поэтов. Словарь снабжен библиографическими ссылками, иллюстрациями, хронологическими таблицами.

3.4. Методические указания по самостоятельному выполнению практических зданий
В процессе изучения курса «Теория и история русского искусства» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям.
Важнейшими задачами семинарских занятий являются:
–     овладение опытом работы с учебно-методическими, научными, документальными, справочными, художественными текстами;
–     формирование умения находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко-художественные сведения, вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.
Практические занятия по курсу «Теория и история русского искусства» обеспечивают:
–     закрепление теоретических знаний и накопление навыков художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений;
–     формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений и умения оценивать явления художественной культуры;
–     овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения явлений художественной культуры.
Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1)   изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме семинара (как с рекомендованной, так и с найденной самостоятельно);
2)   выявление художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров;
3)   усвоение основных положений рассматриваемых методологических концепций искусствоведения, понимание сущности феномена искусства и основных эстетических категорий;
4)   составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного;
5)   использование при самостоятельной подготовке аудиовизуальных и компьютерных средств обучения, медиаэнциклопедий.


3.5. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
1.    Своеобразие русского искусства. Стилевые направления и их хронологические рамки.
2.    Особенности и периодизация древнерусской эстетики.
3.    Православный храм как синтез искусств.
4.    «Умозрение в красках» (теоретические вопросы иконописи).
5.    Русское народное искусство как отражение языческого мировоззрения.
6.    Каменное зодчество Киевской Руси.
7.    Древнерусское искусство в период феодальной раздробленности.
8.    Феофан Грек и его место в истории древнерусского искусства.
9.    Архитектура Москвы эпохи Ф. Грека и А. Рублёва.
10.   Московская школа иконописи (XV век)
11.   Своеобразие древнерусской скульптуры и история её развития.
12.   Тенденции иконописи в XVI веке.
13.   Шатровая архитектура в древнерусском зодчестве.
14.   Архитектура Московского государства второй половины XV – XVI веков.
15.   Древнерусская иконопись XVII века: кризисные черты и основные школы.
16.   Концепция “московского барокко” в русском зодчестве XVII века.
17.   Художественное наследие А. Рублёва.
18.   Русское искусство XVIII века: своеобразие и оценка его в отечественном искусствознании.
19.   Художественные стили в русском искусстве XVIII века.
20.   Архитектура Петербурга в XVIII века: памятники, имена, стили.
21.   Формирование русской национальной школы живописи в XVIII веке.
22.   Искусство русской графики в XVIII веке.
23.   Пути развития русской скульптуры в XVIII веке.
24.   Особенности и периодизация русского классицизма.
25.   Классицизм в русской архитектуре первой половины XIX века.
26.   Русская живопись первой половины XIX века.
27.   Пути развития русской скульптуры в XIX веке.
28.   Искусство русской графики в XIX веке.
29.   Реализм как ведущий художественный метод в русской живописи второй половины XIX века.
30.   Анализ произведения искусства (по выбору из предложенных выше)


4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Основная литература
1. Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь. – СПб., 1998.
2. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 2000.
3. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века: Учебник. – М., 2001.
4. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.
5. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учебное пособие. – М., 1998.
6. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.

4.2. Дополнительная литература
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.1998. – № 7,9.
2. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. – Л., 1990.
3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.
4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
5. Волошин М. Чему учат иконы // Кравченко А. Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000. – С. 468 – 473.
6. Евсина Н. А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II: Барокко – классицизм – неоготика. – М., 1994.
7. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000.
8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVIII века. – М., 1983.
9. Лихачёв Д.С. Роль крещения Руси в истории культуры Отечества // Лихачёв Д.С. Русская культура. – М., 2000. – С. 51 – 65.
10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М., 2000.
11. Пушкарёв С.Г. Принятие христианства и его последствия // Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000. – С. 559 –661.
12. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. – М., 1989.
13. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. – М., 1989.
14. Флоренский П.А. Иконостас // Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. – М., 1996. – С. 73 – 198.
15. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. – М., 1996. – С. 7 – 72.
16. Шаповалов В.Ф. Византийское культурное наследие // Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000. – С. 612 - 620.
16. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. – СПб., 2000.

5. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
АБРИС – линейное очертание предмета в литографии – контур воспроизводимого изображения, наносимый тушью на прозрачный материал, кальку или желатиновую плёнку.
АЛЕКСКАНДРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – историко-региональ­ный стиль русского классицизма начала XIX века по имени одного из самых выдающихся государей – императора Александра I Павловича (1801 – 1825). Возникновение и художественная особенность стиля состояли в последовательном проникновении вглубь веков: от открытий Геркуланума и Помпей через изучение Витрувия и Палладио к развалинам древнегреческих храмов Пестума и Сицилии. Главной особенностью александровского классицизма стала простота и даже аскетизм. Крупнейшие памятники – ансамбль стрелки Васильевского острова с зданием Биржи и ростральными колоннами по проекту Тома де Томона, Главное Адмиралтейство и Горный институт А. Захарова в Петербурге.
АЛЛЕГОРИЯ (от греч. Allegoria – «говорить иначе», иносказание) – в изобразительном искусстве – художественный образ, в котором наиболее общие, отвлеченные идеи: добро, сила, власть, любовь, справедливость, неизобразимые непосредственно, показываются иносказательно, в виде живых существ или фигуры человека.
АЛТАРНЫЙ ОБРАЗ – живописная картина (реже – скульптура), расположенная в христианской церкви на алтаре, выше него или за ним. Изображения могут быть различны по величине, формату и количеству (диптих, триптих, полиптих). Могут быть небольшими и переносными или закреплёнными на месте.
АЛТАРЬ – часть христианской церкви, где располагается хор и священнослужители. Первоначально отделялась от нефа. Название возникло в средние века, когда алтари стали возвышаться над уровнем нефа, от которого они отделялись алтарной преградой, также называемой алтарём, с изображением Распятия (у католиков) или в виде иконостаса (у православных).
АМПИР (от фр. empire – империя) – стиль в архитектуре и искусстве (главным образом, декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, сложившийся в недрах классицизма и завершающий его развитие. Как и классицизм, ампир, ориентируясь на образцы античного искусства, включил в свой круг и художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения воинской силы. Характерно стремление к монументальной выразительности и предельной лапидарности. «Русский ампир» делился на две ветви: столичную и провинциальную. Олицетворением столичного, «петербургского ампира» был К. Росси, смягчивший своим итальянско-русским вкусом жесткость неполеоновского стиля.
АНТАБЛЕМЕНТ – в античной архитектуре верхняя часть ордера, находящаяся над колонной и состоящая из архитрава, фриза и карниза.
АНФИЛАДА (фр.) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров. Чаще всего анфилада встречается в дворцах барокко и классицизма.
АПСИДА (от греч. hfpsis, род. падеж hapsidos – свод) – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или полусомкнутым сводом. В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.
АРКА – в архитектуре криволинейная конструкция, перекрывающая проём в стене или пространство между двумя опорами.
АРХИВОЛЬТ (от лат. arcus volutes – обрамляющая дуга) – архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки.
АРХИТЕКТУРА – (зодчество) – искусство проектирования сооружений. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материала для наружного и внутреннего применения, проектирования системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения, электро- и водоснабжение; декоративное оформление. Архитектурный стиль складывается на основе приёмов и стилей, свойственных культуре определённого периода, при этом стиль может называться по имени архитектора (например, “растреллиевский стиль” в русской архитектуре середины XVIIIвека) или группы архитекторов, внедривших его.
БАЗИЛИКА (с греч. – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно три или пять) частей – нефов (кораблей); средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в базилику обычно через нартекс.
БАРОККО – в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке стиль, распространившийся в Западной Европе в 1600 – 1750 гг., которому присущи выразительность, пышность, динамика. Направленное на поддержку католической церкви в её борьбе с реформацией, искусство барокко стремилось воздействовать на чувства зрителей. Термин “барокко” впервые применил в XIX веке швейцарский историк Якоб Буркхардт, употребив его в пренебрежительном смысле как “вычурный”, “причудливый”.
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ – в изобразительном искусстве и архитектуре, возникший в IV – V веках в Византии и распространившийся на Италию, Балканы и Россию, где сохранялся на протяжении многих веков. Характеризуется высоким уровнем стилизации, подчёркнутой плоскостностью, использованием жёстких канонов в художественном изображении, яркими красками, золотом. Высокого уровня развития достигло мастерство мозаики, книжной миниатюры, иконописи. В архитектуре широко применялась купольная конструкция с поддерживающими парусами свода.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА АРХИТЕКТУРЫ И БЕЛОКАМЕННОЙ РЕЗЬБЫ – условное название историко-региональ­ного типа искусства, представляющего собой вершину средневекового искусства домонгольской Руси. Во второй половине XII века вокруг Владимира, Суздаля складывалась оригинальная местная художественная школа. Византийские начала, из которых выросло зодчество и изобразительное искусство Киевской Руси, совершенно иным образом перерабатывались во Владимиро-Суздальском княжестве. В «аристократический по духу стиль» (И.Э. Грабарь) Владимиро-Суздальской школы вклад внесли как русские, так и иностранные мастера. Одни изображения белокаменной резьбы носят ярко выраженный фольклорный характер и близки русской народной резьбе по дереву. Другие – демонстрируют соединение византийского, греко-скифско- персидского «звериного» стиля и западные романские влияния. Архитектурные памятники – шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова на реке Нерль (1165), Дмитриевский собор во Владимире (1194 – 1197).
ГОДУНОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – условное название стиля русского искусства, связанного с деятельностью Бориса Годунова. Русские мастера этого времени ориентировались на «классический стиль» кремлевских соборов, построенных зодчими итальянского Возрождения: Успенского – А. Фиораванти, Архангельского – А. Новым, колокольни Ивана Великого – Боном Фрязиным. При этом воспроизводилась как общая композиция, отличающаяся рациональностью, ясностью плана и пропорцией фасада, строгой геометричностью форм, так и отдельные детали: ордерные и декоративные элементы, полуциркульные арки. К памятникам годуновского классицизма следует отнести старый собор Донского монастыря в Москве (1593), церковь Троицы в Вяземах – усадьбе Бориса Годунова (1598 – 1600).
ГОЛИЦИНСКОЕ БАРОККО – художественный стиль московской архитектуры и декоративного искусства конца XVII – начала ХVIII века. Самым ярким и необычным памятником этого стиля стала церковь Знамения Богородицы в подмосковной усадьбе Голициных, селе Дубровицы (1690 – 1697). План церкви представляет собой центрическое решение, основанное на сочетании окружностей. В соединении с причудливым растительным рельефным орнаментом, превращающим эту постройку в некое подобие гигантской скульптуры, и удивительной красоты ажурной золотой короной взамен традиционной главы, дубровицкая церковь – пример уникального, нигде более не повторяющегося стиля.
ДЕИСУС (от греч. deesis – моление) – древнерусское название композиции, изображающей Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Предтечи.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО – исторический тип искусства. Период древнерусского искусства условно ограничен с одной стороны датой крещения Руси, а с другой – рубежом XVI – XVII веков, когда началась интенсивная европеизация русской культуры. Художественный стиль искусства Древней Руси складывался постепенно в связи с совершенно особыми историческими, географическими и этническими условиями. Вместе с тем показательно, что эволюции, например, древнерусского архитектурного стиля присуще те же закономерности, что западноевропейскому. Так, тенденция «повышения» пропорций древнерусских храмов, в том числе и домонгольского периода XII – XIII веков, можно считать стилистической параллелью развития пропорционального строя западноевропейской архитектуры от романского к готическому. Особенно прославила искусство Руси древнерусская иконопись. Так же, как архитектура, мозаика и фреска, она пришла из Византии, но почти сразу же приобрела яркие национальные черты и прежде всего в Москве. В пору своего подъема, своеобразного «русского ренессанса»XIV – XV веков, древнерусская иконопись отличалась от византийской большим психологизмом, эмоциональностью, свободой трактовки канонической иконографии.
ЕЛЕУСА (с греч. – умиление) – иконографический тип изображения Богоматери с младенцем – Иисусом на руках, прижимающейся к нему щекой.
ЕВХАРИСТИЯ (от греч. eucharistia – благодарение) – причащение; одно из основных таинств христианской религии, согласно которому верующие причащались вином и хлебом, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов.
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль в русском искусстве второй половины XVIII века. Его возникновение и развитие связано с правлением Екатерины II (1762 – 1796 гг.). Екатерининский Классицизм сыграл огромную роль в формировании классицистского облика Петербурга. Множество лучших памятников архитектуры Петербурга было сооружено именно в это время. Екатерининский Классицизм часто называют ранним русским Классицизмом или “переходным стилем”. Основные его черты: камерность, изящество, лёгкость и некоторая “неразвитость” форм, действительно свойственная ранним стадиям развития того или иного художественного стиля. В Екатерининском Классицизме сохранились и некоторые черты предшествующего периода “Растреллиевского Барокко”, или “Елизаветинского Рококо”.
ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ РОКОКО – художественный стиль в русском искусстве середины XVIII века, связанный с временем правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). При Елизавете Петровне развернулись широкие строительные работы в Петербурге и Царском селе. В это время не только обычаи елизаветинского двора напоминали нравы французского Рококо, но и архитектура также следовала новой моде. Однако елизаветинский стиль был эклектичным. В экстерьерах архитектуры преобладали элементы Классицизма и Барокко аналогично тому, как это было во Франции в эпоху Людовика XIV, а в интерьерах и мебели – Рококо. Наиболее полно этот стиль выразил в своём творчестве обер-архитектор елизаветинского двора Франческо Бартоломео Растрелли. Постройки Ф. Б. Растрелли нельзя всецело отнести ни к классицизму, ни к барокко, ни к рококо – так, как эти стили понимали в Западной Европе, скорее всего, они составляют особый “растреллиевский” стиль.
ЖАНР (с фр. – вид) – особый вид произведения в рамках художественно формы, отличающийся своей структурой, содержанием или стилем.
ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ – изображение сцен (часто домашних) из повседневной жизни. Широкое распространение жанровая живопись получила в русском искусстве второй половине XIX века в творчестве художников – передвижников (В. Перова, И. Репина, В. Маковского, В. Якоби, Н. Ярошенко).
ЖИВОПИСЬ – вид изобразительного искусства. Пигмент или краска наносятся на какую–либо поверхность: стену, холст, бумагу или дерево. Способы живописных работ: энкаустика, фреска, масляная краска, акварель. Жанры живописи: жанровая, историческая живопись, пейзаж, портрет, натюрморт, ню.
ИЗОКЕФАЛИЯ (от изо… и греч. kephale – голова) – равноголовие в рельефах и живописи – расположение голов (иногда разных по величине и по позам фигур) на одном уровне. Один из основных законов древнерусской живописи.
ИКОНА (от греч. eikon – изображение, образ) – в широком смысле – в христианской религии – изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых; является предметом культа; в узком значении – произведение становой живописи, имеющее культовое значение.
ИКОНОБОРЧЕСТВО – религиозно-политическое движение, возникшее в Византии в VIII – IX веках, направленное против почитания икон и иных изображений Божества.
ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon – изображение, образ и grapho - пишу)- строго установленная система изображения какого-либо персонажа или сюжета в живописи. Иконографические каноны были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом.
ИКОНОПИСЬ – писание икон, вид средневековой живописи религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.
ИКОНОСТАС (от греч. eikon – образ и statis – место стояния) – в православном храме перегородка с иконами, отделяющая алтарь от основной части его интерьера. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами на ней. Высокий иконостас известен с начала XV века, связан с именами А. Рублёва, Ф. Грека (Иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле – 1405 г.).
ИСКУССТВО – одна из символических и наиболее динамичных форм духовной культуры, осваивающая мир посредством системы образов и опирающаяся на критерий красоты. Формами искусства являются: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, танец, кино.
ИСТОРИЗМ в архитектуре и изобразительном искусстве - копирование стилей прошлых эпох, например возрождение готики и классицизма в XIX веке. Предполагает детальный повтор в отличие от иронического подхода постмодернизма или от сочетания различных стилей в произведении, характерного для эклектизма.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ – жанр, основанный на изображении сцен из классических источников, мифологии, Библии, литературных произведений. Начиная с раннего Возрождения, жанр считался наивысшей формой академической живописи вплоть до заката традиций академизма в XIX веке. Стремлением исторической живописи было отображение наиболее благородных тем и чувств. Русские исторические живописцы XIX века: Д. Флавицкий, М. Васильев, Н. Ге и др.
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА – изучение произведений искусства. Начало систематическому изучению истории искусства было положено Иоганном Винкельманом в середине XVIII века, но научной дисциплиной история искусства стала в 1844 г., когда в Берлинском университете была открыта кафедра. К концу XIX века сформировалось два основных подхода в её изучению: одни рассматривали искусство в его культурном и социальном аспектах (Якоб Буркхардт, Ипполит Тен); другие стремились анализировать произведение искусства с точки зрения таких “формальных” качеств, как цвет, рисунок, форма (Генрих Вёльфин). Позднее выработался подход отказа от формализма и сосредоточения на иконографии, анализе значения произведения искусства (Эрвин Панофски, Эмиль Маль).
КЛАССИЦИЗМ – в изобразительном искусстве, музыке, литературе, – стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: симметрии, рационализма, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания произведения его форме.
КРЫТАЯ АРКАДА (гульбище) – в монастыре крытая галерея вокруг внутреннего двора с выходом в него. С помощью крытых аркад монастырские службы соединяются с церковью.
НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ – украшение стен, сводов, потолков фресками, маслом, темперой или энкаустикой.
НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО – условное название стиля русской архитектуры конца XVII века, связанного с деятельностью ближайших родственников Петра I Нарышкиных – молодого боярского рода, к которому принадлежала мать Петра. В стиле «нарышкинского барокко» соединились традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями западноевропейской архитектуры. Один из самых известных памятников стиля – церковь Покрова Богородицы в Филях (ок. 1693). По композиции «нарышкинские церкви» – традиционный «восьмерик на четверике», лишь усложненный декорациями и кружевной орнаментикой
НАТЮРМОРТ – в живописи и графике – изображение неодушевлённых объектов. Натюрморт возник в эпоху античности, но как самостоятельный жанр развился в XVII веке.
НЕФ – в архитектуре – центральная часть церкви между хором и входом.
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА АРХИТЕКТУРЫ, ИКОНОПИСИ И ФРЕСКИ – одна из главных школ древнерусского искусства «домонгольского» периода. Искусство новгородских зодчих отличается особой полнокровностью, свежестью и непосредственностью формирования оригинального стиля. Архитектурные сооружения просты и выразительны по форме, их художественный образ отличается невероятной массивностью и силой. Именно в новгородской архитектуре стало формироваться традиционное русское пятиглавие, а компактный объем храма возник естественно от сурового северного климата. Узкие окна также были обусловлены холодами, отсутствием отопления и стекол. Обилие снегов и дождей вызвало появление более заостренного, по сравнению с полусферическим византийским куполом, шлемовидного перекрытия, позднее превратившегося в изысканную форму «луковицы». Истоки новгородской иконописи и фрески относятся к XI веку, их расцвет – к XII – XIII столетиям, новый подъем, связанный с «русским ренессансом» происходит в XIV- XV века. Главой её был прибывший из Византии живописец Феофан Грек. Русские живописцы, выработавшие свой, весьма экспрессивный стиль, восприняли творчество Ф. Грека, его манеру и почерк, который повлиял на живопись самих новгородцев.
НЮ – в изобразительном искусстве – изображение обнажённого человеческого тела. Является отражением моральных и эстетических идеалов эпохи. Обнажённая натура встречается в искусстве большинства культур (за исключением иудейской и мусульманской), но главным предметом изображения становится в Греции в VI в. до н. э. Христианская церковь не одобряла показ обнажённого человеческого тела, считая его постыдным. С Возрождением античная культура ню вновь обретает гуманистическую ценность, в течение веков изучение обнажённой натуры стало основой искусства.
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – (обращённая, извращённая) – особая система изображения и воспроизведения действительности, изображаемой на иконах, для которой характерны нарушения правил линейной перспективы. Один из приёмов разноцентренности в изображении (взгляд с разных ракурсов).
ОДИГИТРИЯ (с греч. – “Путеводительница”) – иконографический тип изображения Богоматери с младенцем – Иисусом на руках.
ОРАНТА (с лат. – “Молящаяся”) – один из иконографических типов изображения Богоматери. Главный смысл и мотив – моление Богоматери за людей: Богородица изображена одна в полный рост с молитвенно воздетыми вверх руками. В Древней Руси это изображение называли “нерушимая стена”. По древней традиции этот тип Богородицы помещали в конхе (навершии) алтаря.
ПАНТОКРАТОР (с греч. – “Вседержитель”) – иконографический тип изображения Иисуса Христа, вершителя судеб, владыки мира. Поясное изображение Христа с Евангелием в левой руке, знаком принесённого им в мир учения, и с правой рукой – десницей, жестом благословения. По традиции Спас Вседержитель в течение многих веков изображался в куполах православных церквей.
ПАРСУНА (от лат. Persona – личность, лицо) – тип портретного искусства, в котором соединяются стилистические качества и приемы древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры, «по-живописному», масляными красками. Возникла в России в конце XVII века под влиянием искусства Польши и Западной Украины. Термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал тоже, что и «персона», то есть просто портрет. Нот поскольку «парсунное письмо» XVII – XVIII веков имеет ярко выраженный стиль, то этот термин позднее приобрел специальное значение. Характерные признаки парсуны: статичность и фронтальность изображения, локальность цвета, линеарность, некоторая наивность в моделировке деталей, свойственная архаичному и примитивному искусству.
ПЕРЕДВИЖНИКИ – объединение передовых русских художников-живописцев и скульпторов второй половины XIX века. В 1863 г. в петербургской Академии художеств произошел «бунт четырнадцати». Группа выпускников, возглавляемая И. Крамским, отказалась выполнять предложенную им дипломную работу (композицию «Пир в Валгалле») и потребовала права свободного выбора сюжета, связанного с «русской жизнью». Получив отказ, бунтари демонстративно вышли из Академии и организовали в 1865 г. «Артель художников», а с 1870 г., вместе с московскими живописцами, – «Товарищество передвижных художественных выставок». Для большинства передвижников характерны типично русские черты: социальный максимализм и потребность в жертвенности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX века. Социальная направленность и высокая гражданственность идей выделяют лучшие произведения передвижников в европейской жанровой живописи XIX века.
ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО – стиль архитектуры Петербурга при жизни его создателя, Петра Великого, в первой четверти XVIII века. Подобно «нарышкинскому» и «голицинскому барокко» не является стилем барокко в подлинном смысле этого слова. Решающими для формирования стиля были личные вкусы Петра, а также особое географическое положение, климатические условия и ландшафт нового города. Петр I говорил: «Петербург будет другой Амстердам!», ему нравилась двухцветная окраска голландских зданий из красного кирпича с отделкой белым камнем – наличников, порталов, карнизов, - создавшая образ скромной, практичной, и вместе с тем нарядной архитектуры. Выразителем этого стиля в России стал выходец из итальянской Швейцарии Д. Трезини, проходивший архитектурную школу в Дании. С самого начала он привнес в строительство Петербурга рациональность, ясность, логичность и одновременно приморский романтический дух. Архитектурные памятники – дворец Меньшикова на Васильевском острове, здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор.
ПОРТИК – в архитектуре – портал с фронтоном и колоннами.
ПОРТРЕТ – в изобразительных видах искусства – создание подобия кого – либо. Такие подобия существуют во многих культурах, но впервые получили широкое распространение в Древнем Риме в виде статуй и монет с изображениями богатых и могущественных людей. В средние века этот вид искусства был забыт, но в XIV веке началось его возрождение, так как покровители (в древнерусском искусстве – святые, князья и полководцы) начали изображаться в картинах на религиозные темы. В истории русского искусства портретный жанр постепенно формируется на протяжении XVII века. В XVIII веке в России основоположниками классического парадного портрета являются Д. Левицкий, В. Боровиковский.
ПРИДЕЛ – в церковной архитектуре – обычно пространство, параллельное нефу, лежащее между ним и наружными стенами. В больших церквах может вмещать хор и трансепт.
РЕАЛИЗМ – общее для искусства и литературы понятие, которое обозначает объективный натуралистический подход к изображаемому предмету. В более строгом смысле реализм обозначает движение в европейском искусстве и литературе середины XIX века, возникновение которого явилось ответной реакцией на романтическую и классическую идеализацию, а также отрицанием общепринятых академических тем. Для реализма свойственно изображение повседневной жизни и тщательное воспроизведение социального окружения. В русском искусстве в середине XIX века широко распространены эстетические принципы критического реализма (творчество Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Мусоргского, И. Репина, Перова).
РЕЛЬЕФ – в скульптуре, в частности – в монументальной скульптуре – резные фигуры и другие формы, выступающие на основном фоне. В зависимости от степени выпуклости различают: барельеф (низкий), полувыпуклый рельеф и горельеф (высокий).
РОМАНТИЗМ (франц.. romantisme от лат. Romanum – римский от Roma – Рим) – одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Как художественное направление романтизм ставит во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворённость художника. Конкретно и в более узком смысле романтизм – это европейская культура второй половины XVIII – начала XIX века, в отличие от классицизма XIX века. Главные темы романтического искусства и литературы – это любовь к величественным пространственным пейзажам, ностальгия по прошлому, любовь ко всему простому (в частности, к народным традициям), культ героических личностей, романтические чувства, мистицизм и очарованность смертью. В России Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг друга. В Петербурге появление слова «романтизм» в отношении к живописи было связано с творчеством портретиста А. Варнека. Наиболее яркими примерами соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова, А. Венецианова.
В архитектуре эстетика романтизма проявлялась в праве свободного использования наследия не только античной культуры, но и всех предшествовавших эпох. В русских романтических парках дворец или усадьба в строгом классическом стиле окружалась романтическим пейзажным садом с павильонами в «готическом» вкусе.
СИМУЛЬТАНИЗМ (фр. simultannisme – от simultane – одновременный, лат. Simul – сразу, в одно и то же время) – совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении. Явление, характерное для многих форм древнего, архаического и примитивного искусства геометрического стиля, когда различные проекции объёмной формы изображаются рядом, в одной плоскости, как бы существующими одновременно.
СКУЛЬПТУРА – искусство придавать художественную форму таким материалам как дерево, камень, глина, металл, позднее пластмассы и другие синтетические материалы. Уже первобытный человек изготовлял каменные статуэтки. Все древние цивилизации оставили образцы скульптурного творчества; и сегодня многие культуры сохраняют богатые традиции изготовления скульптур.
СТИЛЬ (лат. stylus от греч. stylos – стержень, палочка для письма по восковой дощечке) – фундаментальная категория искусства. В искусствознании содержание понятия «стиль» близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы, манеры, но в то же время отличается от них. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Чаще всего стиль определяют как «систему внутренних связей» между всеми компонентами творческого процесса: содержанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственными построениями, колоритом, техникой выполнения, приемами и материалами. Стиль – обязательно синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ И РЕМЕСЕЛ – условное название оригинального стиля иконописи XVII века, названного по имени сольвычегодских купцов-меценатов Строгановых, в котором традиции древнерусского искусства и ярославской школы живописи – узорчатость, красочность – соединились с новейшим влиянием Барокко и Маньеризма – светотенью, тональной моделировкой объемов, перспективой, повествовательностью композиции. Строгановская школа приобрела широкую известность и стала символом нового европеизированного стиля русского иконописного искусства.
ТЕМПЕРА – живопись красками, в которых связующим веществом для порошковых пигментов служат растворимые в воде эмульсии, например яичный желток. Темпера отличается насыщенными прозрачными красками. Темпера была основной краской в древнерусской живописи.
ТЕРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (от лат. terratologium – собрание земных редкостей; греч. teras – чудовище) – стиль изображения, образованный причудливо переплетающимися зооморфными и растительными мотивами. Для терратологического орнамента в отличие от простого «звериного орнамента» характерно фантастическое соединение звериных и растительных форм, изображение сказочных чудовищ. Драконов, химер и т.п. В конкретно-историческом смысле терратологическим называют орнамент романского и древнерусского искусства XII – XIV веков.
ТРАНСЕПТ – поперечный неф собора.
ХОРЫ – верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, в парадных залах дворцов.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – совокупный способ и продукт художественной деятельности людей (М.С. Каган).
ЭКЛЕКТИЗМ (от греческого слова «эклегейн» – выбирать, избирать) – в искусстве – использование мотивов и элементов различных стилей, периодов, стран. Такое соединение различных стилей, например, характерно для Елизаветинского рококо.
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eshatos – последний, конечный, logos – слово, знание, закон) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества. Различают индивидуальную эсхатологию, то есть учение о загробной жизни единой человеческой души, и всемирную эсхатологию – учение о цели космоса и истории, об их конце, и о том, что за этим следует.


Комментариев нет:

Отправить комментарий